Новости
Разговор о баночках. Минск посетили руководители независимой антидопинговой службы IAAF
15 Марта 2018
882

Возможности для столь прямого и открытого диалога с представителями руководящих кругов IAAF у белорусских спортсменов и тренеров еще, пожалуй, не было. Минск посетили сразу два представителя Athletics Integrity Unit (AIU) - структуры, которая призвана защищать интересы и целостность лёгкой атлетики как вида спорта, а заодно заниматься решением ставших в последнее время краеугольными для всего спорта допинговых вопросов.


Появившись в небольшом зале заседания манежа, глава AIU Бретт Клозье усаживается на стол, с первых минут располагая собравшихся к неформальному общению. Его коллега Томас Капдевиль, руководитель антидопингового департамента IAAF, занимает место «у пульта». Изначально отведенная ему роль демонстрации слайдов презентации созданного IAAF нового структурного образования в итоге перемещается со второго плана на первый. Именно Томасу оказались адресованы наиболее животрепещущие и актуальные вопросы, превратившие презентацию в интригующую дискуссию.

DSC_5273

Идея посетить Беларусь у представителя вызывающего, пожалуй, наиболее неоднозначную реакцию и, определенно, играющего одну из главенствующих ролей в жизни мировой атлетики департамента появилась чуть меньше года назад во время чемпионата мира в Лондоне. Пригласил Томаса председатель Белорусской федерации легкой атлетики Вадим Девятовский, не перестающий повторять, что у вверенного ему вида спорта нет и не может быть секретов, а все двери открыты. Уже покидая конференц-зал после почти двухчасовой беседы Бретт Клозье соглашается: «Еще года три-четыре назад отношение к вашей стране было не однозначным. Были вопросы. Но сегодня все изменилось, и, будучи здесь, мы видим эти перемены».
В Минске у гостей из IAAF обстоятельная программа, включающая, помимо прочего, встречи с руководителями Национального антидопингового агентства, переговоры с руководством легкоатлетической федерации, неформальные беседы со спортсменами и тренерами. Один из главных пунктов – презентация структуры, созданной, фактически, лишь год назад, но поставившей перед собой амбициозные цели. Вступая в должность, Клозье описывал их, как «восстановление доверия и единства мировой атлетики, которые в последнее время переживают не самые лучшие времена».

DSC_5255

Миротворческую миссию гости подчеркивали и в Минске, а Клозье, рассказывая о задачах AIU, повторял - «Мы не полицейские, а наша задача – не наказывать спортсменов, а защитить их от нечестной игры соперников» - и призывал собравшихся спортсменов и тренеров задавать вопросы, не дожидаясь приглашения. Вопросы возникли, но касались они вполне предсказуемо не тезисов презентации, которые большей своей частью повторяли информацию с официального интернет-сайта организации - https://www.athleticsintegrity.org/know-us. Правда, главную ценность несли не иллюстрирующие структуру и цели слайды, а сама попытка топ-менеджеров IAAF наладить прямой диалог с теми, кто на практике сталкивается с подготовкой спортсменов и сражениями за медали.

DSC_5239


- За последние два года мы наладили хорошее сотрудничество с Белорусской федерацией легкой атлетики и рассчитываем на его развитие в будущем. Поэтому мы и приехали сюда. Наша организация изначально является независимой, была создана после реформирования IAAF и занимается всеми случаями неправомерного поведения в легкой атлетике. Подобных аналогов нет не только в атлетике, но и в спорте. У нас есть независимое правление, руководителем которого является бывший директор ВАДА Дэвид Хоуман. Однако наша задача – не только борьба с допингом. Мы расследуем случаи влияния на результаты выступлений, коррупцию и взятки н на уровне официальных лиц и другие правонарушения. Наша организация начала работу лишь в апреле прошлого года, но с тех пор мы значительно расширили наши возможности. Сегодня, например, мы можем проводить тестирование спортсменов. Наша организация проводит приблизительно 10,000 тестов в год в 100 различных странах. Нам важно понимать, что и в Беларуси, и в Канаде, и в Эритрее контроль находится на одинаковом уровне. Правда, пока тестирование носит целевой характер или основывается на получении оперативных данных. Но мы не хотим сидеть на месте и создавать видимость работы. По этой причине мы сейчас здесь в Минске, беседуем с вами.
Забегая вперед, заметим, что получению «оперативных данных» AIU придает очень большое значение и призывает всех присоединиться к этому процессу. На главной странице сайта организации размещена интерактивная кнопка «Сообщить о допинге», а Бретт Клозье, подытоживая общение, призвал собравшихся сообщать о странах, которые, по их мнению, находится в группе риска с точки зрения использования запрещенных препаратах, и атлетах, которые могут быть уличены в нечестной игре.

DSC_5268


- Если у вас есть какие-то догадки, подозрения или предположения о том, что кто-то может нарушать антидопинговые правила или принимать запрещенные препараты, не стесняйтесь разговаривать об этом с представителями федерации НАДА или напрямую с нами: я готов оставить свою визитку.
Пока посыл предсказуемо растворился в рядах собравшихся, не вызвав отклика. Однако курс AIU на максимальное вовлечение самих спортсменов в процесс очистки спорта проиллюстрировал наглядно. Вопрос о возможных в этом случае злоупотреблениях и манипуляциях (строки с информацией о сообщающем на сайте AIU, к примеру, не являются обязательными к заполнению) пока, правда, также остается без ответа и, надо полагать, в этом смысле новая структура также полагается на доверие.
- К сожалению, мы не в состоянии охватить тестированием всех спортсменов. Легкая атлетика – самый массовый вид спорта, в нашей команде пока всего 15 человек, и даже в нынешнем режиме департамент расследований разбирает около 500 случаев нарушений в год. В ближайшее время мы планируем наладить работу образовательных программ, планируем тесно сотрудничать с Белорусской федерацией легкой атлетики и Национальным антидопинговым агентством. В одиночку наша организация не сможет достучаться до спортсменов и тренеров во всех странах мира, и нам нужны такие партнеры. Мы одинаково относимся ко всем странам, и требования, выдвигаемые Белорусской федерации, направлены на создание в стране эффективной антидопинговой деятельности.

DSC_5258

Открытость и расположенность гостей к диалогу дала свои результаты уже в краткосрочной перспективе: вопросы, которых оказалось немало, растянулись почти на 40 минут, причем среди них не было ни одного, который можно было бы отнести к числу дежурных. Спрашивали о нюансах работы системы мониторинга ADAMS. К ней, действительно, есть претензии, обратиться с которыми зачастую оказывается не к кому. Контактный телефон был убран с сайта. Сама система подверглась доработке после атак хакеров. Томас Капдевиль заверил: ADAMS будет улучшаться и модернизироваться, в результате чего станет проще и понятнее. Но отследить данные о нахождении спортсмена без его участия все равно не сможет.
- Нередко приходится сталкиваться со случаями, когда допинг-офицеры не могут найти спортсмена, который в это же время выступает на соревнованиях, а потом удивляется: «Почему мне вынесено предупреждение: вы же могли видеть, что я участвовал в соревнованиях». Представители комиссии подчеркивают: ответственность за предоставление данных лежит на спортсменах, и на них лежит ответственность за изменение места пребывания, фамилии после замужества или других данных.

DSC_5235


Заверили гости и в том, что предвзятое отношение к лидерам белорусской атлетики – не более, чем предубеждение. «Я сдаю тесты чуть ли не ежедневно, и хочу быть уверенной, что мои соперницы делают то же самое», - объясняла свою позицию Марина Арзамасова. Капдевиль заверил: определение частоты и времени проведения анализов не зависит от страны, которую представляет спортсмен. Правда, согласился: накладки с графиком национального антидопингового агентства имеют место, и во избежание повторных тестов, эти расписания будут согласованы.
Самым же громким и обсуждаемым оказался вопрос о пресловутой истории с поцарапанными баночками для тестов, которые после Олимпиады в Сочи оставили вне игры едва ли не весь российский спорт. Последствия же этой истории могут ощущаться еще очень долго и совсем не так, как того можно ожидать.

DSC_5242

- Исследования ВАДА показали, что нынешние баночки для допинг-проб можно вскрыть на любом этапе пути анализов от сбора до проведения тестов. Кто может дать гарантию что через несколько лет кто-нибудь не решит вскрыть хранящиеся по нынешним правилам 10 лет баночки и не начнет манипуляции с хранящимися в них образцами, преследуя некие далекие от честной игры цели? Или же просто решит поцарапать пробирки, раз уж это, как оказалось, может являться основанием для отстранения спортсменов.
К чести представителей AIU вопрос не остался без внимания. Правда, исчерпывающего ответа на него, по сути, не могло быть даже у главного вершителя допинговых судеб IAAF Томаса Капдевиля.
- Вы правы: прецедент был создан, и IAAF решила сменить поставщика тары для хранения допинг-проб. Но сложность ситуации в том, что множество проб уже были отобраны и хранятся в прежней таре. Мы ведем переписку с ВАДА, и нас заверили, что проблема находится на контроле и безопасность проб будет обеспечена.
Как именно – еще один вопрос. Капдевиль приглашал желающих даже осмотреть лаборатории на предмет обеспечения их безопасности, но в итоге согласился: этот вопрос также лежит в плоскости взаимного доверия.

DSC_5274

- На каждом этапе обеспечивается необходимый уровень безопасности. У нас имеются аналитические методы, которые позволяют определить, попало ли обнаруженное запрещенное вещество в пробирку извне или же изначально присутствовало в организме спортсмена. Думаю, проблем возникнуть не должно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ