Новости
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. «ДОЖДЛИВЫЙ» ПУТЬ НА ВЕРШИНУ ПЬЕДЕСТАЛА
01 Апреля 2019
2154

В 2018-м миру показал себя перспективный толкатель ядра из Беларуси. 18-летний Алексей Александрович летом выиграл юношеский чемпионат Европы, а осенью неплохо выступил на Юношеской Олимпиаде. Там он занял 4-е место, и лишь сантиметры отделили парня от пьедестала. По итогам отличного года спортсмена наградили "Атлетикой" в номинации "Юноши". Алексей с удовольствием рассказал журналу "СпортTime" про первые состязание, отношение родителей к спорту и любовь к дождливым соревнованиям.

Алексей, ты родился в Новолукомле.

- Это небольшой городок в Витебской области с населением 13 тысяч человек. Он расположен на берегу Лукомского озера. Там находится крупнейшая электростанция Беларуси. Новолукомль - один из самых молодых городов в стране. В этом году ему исполняется 55 лет. Детство, как и у всех парней, я провёл на улице, с мячом футбольным (улыбается).

В футболе себя не пробовал?

- Нет (улыбается). Играл с парнями: либо в поле, либо в воротах. Лет в 10 начал ходить в секцию по лёгкой атлетике, но потом забросил это дело и стал заниматься баскетболом. Со временем надоело, решил вернуться в лёгкую атлетику. Занимался в родном городе, но числился в Чашникской ДЮСШ. Однажды поучаствовал в областных соревнованиях и отобрался на "республику". И тренер пригласил в Витебское государственное училище олимпийского резерва.

В какой вид спорта тебя определили?

- В Новолукомле не было "ядра" и мы занимались метанием диска и копья. Когда поступил в витебское училище, начал заниматься у Игоря Валерьевича Воронцова и перешёл в толкание ядра.

Почему перешёл именно в "ядро"?

- Мне нравилось и метание диска, и метание копья, но там нужны другие качества: в "диске" важны сокрость и хороший рост, а в "копье" требуются очень гибкие суставы - там настолько выгибают плечи... Страшно! Не всё получалось в этих видах. С тренером  сделали вывод, что надо попробовать себя в "ядре".

Помнишь первые соревнования?

- Да, в конце 2014-го. Тогда мне было 14 лет. На легкоатлетическом турнире памяти Д.М. Карбышева в декабре занял третье место. Через месяц я выиграл "республику", прозанимавшись ядром всего четыре месяца. После этого завоёвывал первые места, но чуть позже меня подвинул Олег Томашевич - тоже классный парень.

Переполняли эмоции от быстрого успеха?

- Кстати, нет. Первый тренер Пётр Михайлович Иванов всегда говорил: "У тебя есть перспектива, будешь хорошим спортсменом". Я этому поверил, поэтому не сомневался, что когда-нибудь что-то завоюю (улыбается).

Насколько легко работать с Игорем Валерьевичем?

- Работается хорошо. Никаких нареканий. Любит покричать, но за дело (улыбается). Просто так - никогда. Когда на меня прикрикивают, могу лучше делать (улыбается). Критика заводит, отношусь к ней положительно. Благодаря ей можно стать лучше. Если сказали, что сделал что-то неправильно, пересмотрю видео, подкорректирую и сделаю нормально.

А как родители отнеслись к твоему увлечению спортом?

- Родителей однажды я поставил в ступор. Тренер позвонил мне в середине июля 2014-го и спросил, не хочу ли я поступить в витебское училище. В это время я находился в оздоровительном лагере. Звоню маме и говорю: "Мне завтра нужно в Витебск". Спрашивает: "Зачем?" - "Я поступаю". Конец 8-го класса. "Куда ты собрался? Куда поступаешь?" - подумала мама. Мы приехали с родителями в Витебск. Они были настроены пессимистично, но разговор с тренером переубедил их. Когда приехал на просмотровый сбор, мама с папой постоянно спрашивали, нужно ли мне это. Но как поступил, всё время теперь поддерживают.

В июле 2018-го ты выиграл юношеский чемпионат Европы.

- Поначалу было очень боязно. Дело в том, что в том же городе год назад проводился Европейский юношеский олимпийский фестиваль. Тоже по нашему 2001 году. Визуально все друг друга уже знали. Фаворитов представлял. Задача была задать темп и обогнать их. Где-то за год до соревнований поменял технику: со скачка перешёл на круговой мах. Это дало свои плоды. Зимой 2018-го я был на второй строчке и в европейском, и в мировом топ-листах. Последние дни на ЧЕ колотило, был дикий мандраж: то холодно в +35, то жарко в +10. Тренер говорил спать по максимуму. Я проснулся за два часа до начала выступления. Покушал, остался час до общего собрания спортсменов. Прихожу и понимаю: сегодня будет хорошо (улыбается).

В деталях помнишь тот день?

- Конечно! Не особо люблю жаркую погоду. Тогда было +18. На время моего выступления обещали дождь с ветром. Понимал, что если лупанёт, то будет очень хорошо. Приезжаю на стадион, вроде сухо. Только выхожу на выступление, и начинает капать. Это самый запоминающийся момент. Понял, что надо выигрывать. Так и получилось (улыбается). Соревнования начались плачевно. В первой попытке поскользнулся, плохо толкнул, но всё равно шёл первым. Конкуренты не были готовы и закончили хуже. После третьей попытки итальянец опережал меня на сантиметр. Следующий толчок я выдал на полметра дальше, и он сдулся. В такие моменты идёт моральное подавление. Нужно уметь "зарубаться" (улыбается). Но если не умеешь, то проиграешь. Всё решает психология. А вообще, задача на Европу стояла 21м. В последней попытке толкнул на 20.97м. Вроде неплохо, но понимал, что этого будет мало на Юношеских Олимпийских играх.

В дождь тебе легче выступать?

- Да. Я был бы счастлив, если бы на всех соревнованиях шёл дождь (улыбается). Многие поскальзываются, падают. У меня лучше сцепление. В такую погоду я не спешу делать поворот. Всё правильно выполняю технически, и ядро летит. Когда сухо, начинаю торопиться, движение коверкается и летит меньше. Плохо переношу жару и не очень выступаю при ней. В Аргентине интересная ситуация приключилась. Жара - градусов 30-35. Нас построили на стадионе, чтобы сделать превью для телевидения. Мы стояли минут 10, пока кого-то другого награждали. Очень плохо было.

На Играх занял 4-е место. Как всё прошло для тебя?

- На этих соревнованиях придумали странную систему. Обычно у нас в первый день квалификация, во второй - финал. В Аргентине сделали два соревновательных дня. И суммировали лучшие попытки за сутки. Приходилось растягивать пиковую форму. На Олимпиаде было бы всё неплохо, если бы не получил две травмы. Я растянул пах в первые дни, когда мы прилетели в Буэнос-Айрес. Где-то дёрнул, пока привыкал к условиям. Возможно, сказалась перетренированность. Тогда толкнул 21.22м - по моему возрасту сейчас это второй результат в мире. На следующий день во время выступления ядро слетело и я выбил локоть. Мог попасть в тройку, но последняя попытка не удалась. Вторым днём крайне недоволен: хотел толкнуть около 22м, но не вышло. В этом году Европа - нужно попадать на пьедестал.

Когда узнали о такой системе соревнований?

- Нам позвонили за пару недель до Олимпиады и рассказали про формат. Мы сначала не поняли, потому что такое вообще нигде не используется. Но что поделать, пришлось соревноваться так.

Сейчас тебя травмы не беспокоят?

- Пах, слава Богу, зажил. А вот локоть ноет. Там маленькая мышца, которая крепится к трицепсу, надорвалась или растянулась. Чтобы полностью восстановить её, нужно месяц не двигаться - у меня нет столько времени. В некоторых моментах это ограничивает.

Ты отметил, что поменял технику. Нашёл ли свой идеальный вариант?

- Для "пятёрки" (5-килограммового снаряда) этого хватало. Сейчас начался новый сезон - я теперь в юниорах. Ядро весит 6кг. Оно не прощает ошибок, которыми можно было принебречь при "пятёрке". Снова потихоньку меняем технику. На взрослом уровне ядро будет весить 7,260кг, но переломный момент идёт после 5-килограммового, потому что его толкаем с 14 до 18 лет и привыкаем к нему. А с "шестёркой" работаем всего два года. Очень специфичный снаряд. Готовимся. Всё будет нормально (улыбается).

На тренировках "семёрку" используете?

- Да. На тренировках также используем "восьмёрку" и "девятку", которых нет в соревновательной программе. Можем такие ядра толкать месяц. Потом переходишь на 5-килограммовое. Оно кажется таким лёгким! И твои результаты улучшаются. Но здесь самое важное не потерять ощущение дальности. Недавно у меня так было. Месяц мы толкали "девятку", и после этого у меня не получалось работать с "шестёркой". Хотя должен был чуть ли не жонглировать ею (улыбается). Но к лету это пройдёт.

Нравятся ли условия в Витебске?

- Вообще нормально. Но манеж, насколько я знаю, самый старый в Беларуси. Там немного не хватает длины. Отодвигаем сектор дальше - страдают прыжки в высоту. Если двигать их, неудобно тем, кто бегает 60м. Зато в таких условиях хорошо работать над техникой.

Как проводишь свободное время?

- Рыбалку люблю. Приезжаю домой - сразу беру удочку и отправляюсь к озеру. Есть люди, которые ходят на рыбалку, чтобы совсем отдохнуть (смеётся). Я получаю удовольствие, когда сижу на тихом берегу без лишних ушей и суеты. Очень успокаивает. Ещё люблю походы. Обычно с 13-летним братом Семёном ходим. Берём удочки, рюкзаки и отправляемся на два дня в лес. На карьер можем съездить: купаемся, в волейбол играем. В общем, предпочитаем активный отдых. Кстати, Семён сейчас учится в кадетском училище. Маму поставил перед фактом поступления так же, как и я, только на год раньше - после 7-го класса. У меня ещё есть самый младший брат. Похоже, у нас все так будут (смеётся).

Ты успел немного поездить по миру. Что тебя впечатлило больше всего?

- Турция! Водители в Стамбуле просто сумасшедшие. Я не знаю, как они водят. Мы едем в 50-местном автобусе по улочке шириной в два с половиной метра. Все друг друга подрезают. Очень агрессивный стиль езды. Нужно быть турком, чтобы там водить машину. В отеле очень своеобразная кухня. Видим салат, похож на оливье. Все разобрали его. Попробовали по чуть-чуть, и поняли, что есть нельзя. Он оказался кисло-остро-сладким. Ужас!

Есть ли у тебя мечта?

- Если спортивная, то, конечно, олимпийская медаль. А так небольшой домик, пруд возле него, баня и чтобы родные и близкие были здоровы и долго жили. Ничего такого не прошу (улыбается).

Текст: Сергей Мельник, журнал "СпортTime"

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ