Новости
ОЛЬГА НАЗАРОВА. КО МНЕ ПОДБЕЖАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АДИДАСА. ЗАКРИЧАЛ: «БЕРИ КРАВЧЕНКО, ОН ПРОСТО ЗОЛОТО!»
21 Сентября 2019
1830

В жизни каждого топ-спортсмена важную роль играет не только тренер, совместно с которым строится путь к вершинам, но и менеджер. Именно прочная связка этих трёх звеньев обеспечивает должное подведение легкоатлета к сезону и главным стартам. Одной из самых известных менеджеров в европейской лёгкой атлетике является Ольга Назарова - россиянка, под чьим крылом находился олимпийский чемпион Юрий Борзаковский, а ныне работающая со звездой мирового класса Марией Ласицкене. Но важно и другое: едва ли не все белорусские звезды имели с Ольгой Михайловной дело раньше или имеют сейчас. Назарова знает о своем любимом виде спорта все, и ПРЕССБОЛ не мог не пообщаться, воспользовавшись удобным случаем накануне исторического матча Европа-США.

Знаю, подопечные ваших коллег из мира футбола часто становятся героями желтой хроники. Кто-то в кого-то заехал стулом или устроил дебош в ночном клубе. Как себя в этом плане проявляют легкоатлеты?

- Был случай в начале моей менеджерской карьеры: ребята попали в неприятную аварию. После соревнований в ЮАР позволили себе расслабиться. Там ведь машины с правым рулем и движение организовано соответствующим образом. И когда наш водитель выбрал более привычную для себя полосу, выяснилось, что не все аборигены умеют уворачиваться от машины, которая мчится по встречке. Одному из спортсменов оторвало верхнюю часть уха, остальные отделались легким испугом, но, слава богу, все остались живы. Но это было раньше, сейчас такого, конечно, нет.

Через столько лет после распада Союза атлеты стали отличаться по ментальности?

- Нет. У меня много спортсменов с Украины и после всем известных событий часто слышу: "Как ты с ними работаешь?" Но вы знаете, нормально, мы просто обходим какие-то темы в нашем общении. Только спорт. А в этом плане спортсмены из России, Беларуси или Украины практически ничем друг от друга не отличаются. Они очень дружны между собой, и я не помню, чтобы кто-то конфликтовал. Да, на дорожке или в секторе это соперники, но в жизни с удовольствием проведут время вместе. Далеко ходить не надо — Маша Ласицкене и Юля Левченко. Тепло общаются и они, и их тренеры. Отличие только в характерах, да и дисциплины накладывают отпечаток. Самые невозмутимые люди, которых трудно вывести из себя, — это марафонцы. Они живут на своей планете. Спринтерам же, наоборот, завестись очень легко.

Алина Талай такая.

- Да, мы с ней работали в начале ее карьеры. Потом она уехала в Америку, там сменился и тренер, и менеджер, она сообщила о своем решении и я его понимаю. Потом Алина еще раз поменяла команду, но это никак не отразилось на наших отношениях. Мне с ней интересно общаться. Когда она через два месяца после травмы вернулась на дорожку, я спросила: "Алина, ты серьезно?!" Я и примерно девяносто восемь процентов спортсменов так бы не сделали, побереглись бы. Но в этом поступке вся Талай: сильная, целеустремленная и очень упертая.

Не обижает, когда спортсмен уходит к другому?

- Нисколько, это жизнь. Другое дело, что мы в спорте несколько больше, чем спортсмены. И когда к тебе кто-то "стучится", то не лишним будет позвонить коллеге: а вообще в курсе, что спортсмен такой-то хочет от тебя уйти ко мне? Если нет, то рекомендуешь атлету вначале урегулировать отношения с прежним менеджером.

По идее завтра и вы можете оказаться в схожей ситуации.

- И не раз оказывалась. Все зависит от человека и его культуры. Кто-то просто присылает эсэмэску: исключите меня из своего списка. Кто-то звонит и начинает пространно объяснять, почему он принял такое решение. Но это лишнее, я и так знаю причину. Человека не приглашают на турниры. И он не понимает, зачем ему менеджер, если не может "пробить" те старты, которые он хочет. Но все просто: если не показываешь достойный результат, то организаторам турниров ты неинтересен. И даже перейдя к другому менеджеру, проблему не решишь. Никто за тебя не пробежит быстрее или не метнет дальше. Один, максимум два старта, и все вернется на круги своя.

Как же тогда пробиться молодому спортсмену?

- Все зависит от чутья. Если ты веришь в потенциал, то предлагаешь организаторам его в пакете со своей признанной звездой, которую хотят видеть все.

Это как в советских книжных магазинах к Дюма предлагали сборник речей на ХХV партийном съезде?

- Что-то похожее. Организаторов тоже можно понять, они всегда стремятся сократить расходы и могут отказать. А моему спортсмену, скажем, этот старт очень нужен. Делать нечего, покупаешь ему билеты сама.

Плюсик в карму?

- Скорее всего, они никогда об этом не узнают. Потому что не должны испытывать чувство неловкости от того, что вроде как чем-то обязаны мне. Это мой выбор. Если веришь в человека, ему надо помогать. Все-таки я сама в прошлом бегунья на 400 метров с барьерами и прекрасно знаю, что такое большой спорт. Надо давать шансы. Иногда бывает, что купишь билеты на целую серию стартов, а спортсмен заболевает. Деньги пропадают, но я не жалею. Недавно такой случай произошел с одним перспективным украинским спортсменом. Сейчас он выздоровел и перед Дохой ему нужен старт. Если организаторы не оплатят участие, это сделаю я. Но опять же он об этом не узнает.

Моя роль сводится к тому, чтобы обеспечить участие спортсменов в тех стартах, которые неофициальные. Договариваюсь с организаторами, во сколько обойдется им приезд того или иного спортсмена. Размер призовых известен заранее. Вообще международный календарь верстается в октябре, но заявки на спортсменов приходят уже сейчас. Например, чехи очень хотят пригласить Машу Ласицкене к себе на турнир в феврале. "Деньги есть?" - "Есть". Все, будем разговаривать, когда они точно определят дату. Но надо иметь в виду, что у нас есть свой график выступлений, который утверждает Машин тренер Геннадий Габрилян. Старт ради старта никому не нужен. Но если он ложится в график подготовки к основным турнирам в сезоне, то почему бы и нет? Устроители стараются сделать так, чтобы вероятность приезда к ним спортсменов экстра-класса была наивысшей.

Сколько получает победитель “Бриллиантовой лиги”?

- Если это этап, то 10 тысяч евро, если финал - 50. Что, цифры не потрясают воображение? Этому есть объяснение. Спонсоры скорее уходят, нежели приходят. Они считают, что выгоднее вложить деньги, скажем, в футбол. В России сейчас вообще не проходят международные турниры - по всем известным причинам. Это тоже не способствует притоку денег в легкую атлетику.

С удивлением узнал, что Мария Ласицкене не имеет в вашей стране большого рекламного контракта. Двукратная чемпионка мира, четырехкратная победительница “Бриллиантовой лиги”, по сути, лицо мировой легкой атлетики...

- Есть контракт с “Nike”, который будем улучшать в этом году именно по причине того, что Мария действительно одна из самых выдающихся прыгуний в высоту за всю историю мировой легкой атлетики. Американцы из IMG хотели заняться ее продвижением, и она, думаю, смогла бы немало на этом заработать. Но она ответила отказом.

Может, и зря. Дарья Клишина неплохо себя чувствует на этом поприще.

- Маша не Даша, совсем другой человек. Другое воспитание, другая манера поведения. Посмотрите, как она ведет себя в секторе. Какая у нее связь с тренером. Она доверяет ему на сто процентов. Впрочем, и я называю Геннадия Габриляна волшебником. Их история уникальна. Учитель физкультуры из небольшого российского города привел маленькую девочку к вершинам спорта. Хоть кино снимай о том, что у каждого в жизни есть свой шанс. Габрилян - неординарный тренер, который придумал собственную уникальную методику, основанную на работе с подсознанием спортсмена. Такого второго в мире точно нет. Так что рекомендую вам для интервью.

Спасибо. Интересно, бывают случаи, когда организаторы турниров “забывают” рассчитаться со спортсменами?

- Тут все просто. Я состою в Международной ассоциации менеджеров. Раз в год мы собираемся либо в Европе, либо в Америке. В этом году встреча будет в ноябре в Бостоне. На ней обсуждаются все вопросы подобного рода. Если “инвойс” не оплачен, мы пишем в ИААФ, и люди получают такие санкции, что я им не завидую. Вообще международная федерация ревностно следит за тем, насколько качественно проходят все турниры под ее эгидой. Для этого после окончания очередного этапа “Бриллиантовой лиги” каждый участник получает анкету, причем на родном языке. ИААФ интересуется мнением спортсменов об уровне организации, отелях, где они живут, питании, медицинском обслуживании... Всего десять пунктов. Учитывая, что количество стран, желающих провести этапы лиги, постоянно растет, то информация довольно полезная. В прошлом сезоне, если не ошибаюсь, на первом месте оказался Цюрих.

Хорошо было бы Минску занять место того, кто оказался последним.

- Этому была бы рада не только я: город нравится многим спортсменам и тренерам. Если смотреть объективно, то на территории бывшего СССР именно Минск обладает самой совершенной легкоатлетической ареной. Вы прекрасно умеете проводить турниры, и матч Европа - США стал очередным тому подтверждением. Отличный стадион, прекрасное разминочное поле, отели рядом, судьи очень хорошие, технологически тоже все идеально. Вообще мне нравится, как в вашей стране прогрессирует легкая атлетика. И то, что появилось много молодых и талантливых спортсменов, которые уже сделали себе имя.

Есть и матерые, с которыми вы работаете, кажется, еще с юношеского возраста.

- Вы об Андрее Кравченко? Да, по роду своей деятельности часто езжу на юниорские чемпионаты мира и помню, как впервые увидела Андрея в Гроссето. Ко мне подбежал представитель "Адидаса" и закричал: "Ольга, это твой парень?! Если нет, то бери его не думая. Мы уже заключаем с ним контракт. Он же просто золото!"

Знаете, этот человек поймал меня именно в тот момент, когда я шла к Андрею, чтобы поговорить о сотрудничестве. Было понятно с первого взгляда, что в мировом спорте появилась восходящая звезда. В таких же тонах сейчас говорят об украинском самородке Ярославе Магучих. Выше ее в своем возрасте в мире не прыгал никто, даже Ласицкене. Потрясающая девочка, с ней сейчас работает Айвар Коротамм - эстонец, который в свое время был моим менеджером как спортсменки. Но он молодец, у него много помощников в бывших советских странах, как и у Павла Воронкова.

С Эльвирой Герман ведь первой начинала работать я, но затем Виктор Мясников решил, что с его группой будет работать Воронков. Что поделать… Нельзя объять необъятное. Но я слежу за Эльвирой и Алиной и рада, что у Беларуси в одном виде есть сразу две такие яркие спортсменки. Разные по характеру, но одинаково упорные в достижении своей цели.

С другой стороны, жаль, что Кравченко не выступает уже четыре года, и я, увы, хоть и очень его люблю, ничем не могу помочь. Яна Максимова, супруга Андрея, просила старты для высоты, я нашла несколько, но она отказалась. Как выяснилось, в их семье ожидается пополнение. Очень приятное известие. Что касается будущего Андрея в спорте, то следующий год станет для него определяющим. Или он выйдет на прежний уровень, или закончит. Возраст и травмы, с которыми с каждым годом бороться все сложнее.

Еще одна ваша белорусская подопечная - Татьяна Холодович, похоже, находится в оптимальных кондициях.

- Таня для меня воплощение белорусской ментальности. Она очень серьезно относится к стартам за страну, и, мне кажется, у нее никогда не будет проблем с руководством. В любой федерации традиционно ревностно относятся к коммерческим и официальным турнирам, зная, что любой спортсмен всегда будет стараться заработать. Таня же за страну выдает сто десять процентов. Вытаскивает из себя все, а потом едет на “коммерцию” и совсем не похожа на себя недельной давности.

Это хорошо или плохо?

- Хорошо, потому что государство обеспечивает подготовку спортсмена, и это надо понимать. Вначале за страну, потом за себя. Именно поэтому я думаю, что у Тани очень хорошие шансы на удачное выступление на чемпионате мира в Дохе. Равно как и у Максима Недосекова. Они оба готовы на медаль. Другое дело, как поведет себя организм в экстремальных погодных условиях. Ведь даже на “кондишн”, который наверняка будет глушить жару на стадионе, все реагируют по-разному.

Что касается марафонцев, которым бежать по городу, пусть даже и ночью, то я перед ними заранее снимаю шляпу. Погодите, ведь у вас есть Оля Мазуренок! Вот ей я тоже отдала бы медаль Дохи. Она очень опытная и умеет терпеть, как немногие в мире. Так что я очень советую нашим белорусским друзьям посмотреть этот мировой форум. Мне кажется, он принесет вам немало поводов для радости. Хотя для верности постучу-ка я три раза по столу.

Интервью: Сергей Щурко, "Прессбол"

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ