Новости
ПО ЗОЛОТЫМ СЛЕДАМ. ВАДИМ ДЕВЯТОВСКИЙ ИТОЖИТ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ В БЕРЛИНЕ И РАССУЖДАЕТ О ПЕРСПЕКТИВАХ
14 Августа 2018
1399

Чемпионат Европы по легкой атлетике стал историей. Очень яркой, памятной и местами весьма поучительной. Разбираться в итогах одного из важнейших турниров нынешнего олимпийского цикла специалистам еще предстоит, по горячим же следам своим взглядом на события в Берлине мы попросили поделиться председателя Белорусской федерации легкой атлетики Вадима Девятовского.


- Минувший чемпионат Европы, на котором наши спортсмены завоевали 7 наград, стал для белорусской сборной лучшим в истории. Думаю, выступления очень многих белорусских атлетов будут еще не раз пересматриваться и станут примерами, на которые будет ориентироваться наша молодежь. Ольга Мазуренок в заключительный день соревнований и вовсе совершила настоящий подвиг. Поддерживать темп лидеров марафонской гонки на чемпионате Европы притом, что в носу на протяжение полутора часов хлюпала кровь и дышать приходилось, как получится, бегать по трассе из стороны в сторону, пытаясь поймать тампоны, которые передавали доктора, вытирать лицо и пытаться остановить кровь, и при этом победить - невероятно сложно.

Президент в своей поздравительной телеграмме поставил нашу Олю всем в пример, отметив, что выступление Мазуренок - образец мужества и стойкости для всех спортсменов. И, к слову, Ольга является таким образцом для подражания на каждом старте, в котором принимает участие, и свою золотую медаль должна была получить уже хотя бы по совокупности заслуг.

Или можно вспомнить Максима Недосекова. Молодой 20-летний парень попал в ситуацию, которую практически все сидевшие на трибунах специалисты назвали безнадежной. Но он переносит третью попытку почти на уровень личного рекорда, рискует и берет! И это в атмосфере самого топового с точки зрения посещаемости и антуража дня чемпионата Европы, с которой не сравняться никакие этапы Бриллиантовой лиги. Знаю, что главный тренер был против включения в состав команды Ирины Васьковской и Владислава Чемармазовича, но для них этот старт был крайне важен. Васьковская добавляет от одного официального старта к другому и еще «выстрелит».

Есть категория спортсменов, которым требуется достаточно длительное время, чтобы научиться не теряться на крупных стартах, а Ирина сегодня постепенно движется к тем результатам, которые могут приносить медали. Учитывая возраст Владислава Чемармазовича, его выступление также выглядит очень оптимистично. Очевидно, прогрессирует Виолетта Скворцова…

Именно в этом, к слову, я и вижу один и важнейших итогов нашего выступления в Берлине. О каждом из наших спортсменов мы еще поговорим при подведении итогов сезона, но уже сейчас можно констатировать, что ни Виталий Жук, ни Дмитрий Дюбин, ни Эльвира Герман, ни Карина Таранда или Максим Недосеков не «поплыли» в атмосфере крупнейшего легкоатлетического турнира. 12 личных рекордов, одно повторение собственного высшего достижения! Именно это я имел в виду в прежние годы, когда говорил, что у нас есть с кем подниматься на пьедестал здесь и сейчас.

В прошлом году ребята еще проходили стадию становления, и потому некоторые не смогли показать лучшие результаты на чемпионате мира (хотя после все же доказали уровень на Всемирной Универсиаде). В этом же сезоне раскрылись. Некоторые – неожиданно рано, как Эльвира Герман, выступление которой в Берлине в очередной раз продемонстрировало ее огромный потенциал! Некоторые – вполне ожидаемо. Но все показали, что готовы побеждать на самом высоком уровне, правда, при должном уровне контроля и внесении корректив по ходу выступления.

При этом сразу хочется заметить, что эти результаты не вызывают ни малейшего сомнения. Как известно, наши спортсмены находятся в группе «А» по классификации антидопинговых служб, и, не считая усиленного внутреннего тестирования, наши лидеры находятся под самым пристальным вниманием со стороны ВАДА. К Татьяне Холодович, например, - и это стало одной из причин ее неудачи в Берлине (восстановиться и настроиться на финал в такой обстановке непросто) – накануне старта офицеры допинговой службы приходили дважды в течение дня: утром и в обед. Такое внимание - условие выхода из группы «А» и, думаю, нам скоро удастся это сделать.

- Холодович – не единственная, кто покидал чемпионат Европы с чувством нереализованности…

- И, кстати, в этом также можно увидеть определенный плюс. Даже если оставить за скобками медали, силами тех, кто мог, но в этот раз не сумел подняться на пьедестал, в иных обстоятельствах можно было бы организовать весьма достойное выступление на чемпионате Европы. Дмитрий Набоков, Анастасия Яцевич, Анна Малыщик, Павел Борейша, Татьяна Холодович, Анастасия Мирончик-Иванова, Алина Талай… Семь человек плюс многоборец Максим Андралойть, который, если бы не помешала травма, мог показать в Берлине результат, сравнимый с суммой Виталия Жука.

У этих ребят, равно как и у Карины Таранды, Виолетты Скворцовой, Владислава Чемармазовича, Кристины Тимановской, Юрия Еремича, Виктории Рощупкиной или Глеба Дударева, виден огромный потенциал, который позволяет нам быть спокойными за свой тыл. Если у кого-то из лидеров не складывается сегодня, всегда найдется тот, кто сможет обеспечить результат.

- Чего этим ребятам не хватило в Берлине?

- Везения в спорте никто не отменял, и я склоняюсь к мысли, что раз такие испытания случились, значит, их нужно выдержать достойно. Хотя, если говорить, к примеру, о травме Анастасии Яцевич, то понятно, что это – результат серьезных нагрузок. Без таких тренировок она бы не была фавориткой на дистанции в 50 километров. То же самое можно сказать про Дмитрия Набокова и Алину Талай. Люди честно отработали, вышли на лидерские позиции европейского рейтинга – какие могут к ним претензии?

- Возможно, вопросы могут возникнуть к тренерам, которые не остановили спортсменов и позволили им перегрузиться?

- Едва ли. Я помню себя в бытность спортсменом: остановить меня было невозможно. Я бы в любом состоянии полз в сектор. Потому, наверное, и достиг серьезных результатов. Иначе в спорте не бывает. Просто иногда случаются такие вот досадные неудачи. Показательный пример – Ивана Шпанович. У Сербии она – единственная надежда, на нее работает, считай, вся страна, но спортсменка снимается с финала из-за боли в ахилле. Дмитрий Набоков, кстати, тоже мог выступать, но мы в свое время уже «навыступались» с Андреем Кравченко и другими, и не хотим на ровном месте «убивать» спортсменов. Поэтому, кстати, еще более возмутительной выглядит история с Максимом Андралойтем.

Человек, хромая и сжимая скулы от боли, уже, фактически, выбыв из борьбы, выходит метать диск, а тренеры, включая главного, никак не реагируют. Это ненормальная ситуация. Так можно потом и с Андралойтем потом три года мучаться, как с Андреем Кравченко. В такие моменты нужно просто взять на себя ответственность и принять решение, но я физически не могу быть везде и контролировать любые мелочи. Хотя виноватым в итоге все равно оказываюсь я. Поэтому я и дальше буду вмешиваться во все происходящие в легкой атлетике процессы.

- Учитывая результаты белорусской сборной на чемпионате Европы, не разочаровались в своем решении сменить главного тренера после турнира?

- Наоборот, уверен: то, что я озвучил решение до начала чемпионата Европы, в какой-то мере поспособствовало результатам. За все время ни один человек не подошел ко мне с предложением изменить это решение.

- Уже есть понимание, кто может сменить Игоря Сиводедова во главе национальной сборной?

- У нас есть две кандидатуры, с которыми мы обсуждаем возможность руководства командой. Озвучивать их пока не буду: каждый из этих людей даже не знает, кто является его «конкурентом». Но, думаю, в самое ближайшее время мы объявим о назначении.

- Кто бы ни стал новым главным тренером, перед ним будет стоять очень непростая задача. С одной стороны, команда на ходу, с другой – этот уровень придется подтверждать.

- Главная задача, которая будет стоять перед этим человеком, - сделать так, чтобы усилия в белорусской легкой атлетике были распределены равномерно. Неправильно и губительно для общего результата, когда на одних пашут 24 часа в сутки, а другие держатся на этой волне и просто отбывают номер. Долго так продолжаться не будет: те, кто пашет 24 часа в сутки, очень скоро выдохнутся. Золотая середина куда эффективнее, но для этого нагрузка должна быть равномерно распределена на каждого причастного к легкой атлетике человека. Игорь Сиводедов выполнил свою очень непростую роль, сумел отстоять жесткие позиции в отношении борьбы с допингом, наведения определенного порядка в команде. Настало время сделать замену.

- Тем более, что в ближайшие два года нас ждет немало серьезных испытаний: II Европейские игры, матчевая встреча Европа-США, чемпионат мира, чемпионат Европы, Олимпиада…

- Я бы добавил сюда еще и командный чемпионат Европы, где нам предстоит побороться за возвращение в элиту. И потому человек, которому предстоит руководить сборной, сходу попадает на передовую. Это серьезное испытание, но прежней сонливости и упования на то, что любую проблему можно будет решить стуком кулака по столу, не будет. У нас пока нет скамейки запасных, да и если бы была, - отношение к каждому спортсмену все равно должно быть индивидуальным. С другой стороны, формула успешного функционирования сборной уже нащупана, и остается только контролировать безукоризненное следование ее компонентам.

- Наша сборная готова к предстоящим испытаниям?

- Распределить силы так, чтобы хватило на все соревнования, будет непросто. Мы постараемся сделать это, но приоритетом для нас будут II Европейские игры. При полных трибунах на стадионе «Динамо» мы не должны упасть лицом в грязь. Матчевая встреча – также важный старт, хотелось бы, чтобы максимально возможное количество белорусов попали в состав сборной Европы, но едва ли ее значимость сравнится с Европейскими играми.
- Они будут проходить в формате Новой динамической атлетики. Нашим лидерам не придется из-за этого ломать подготовку?


- Все будут выступать в равных условиях. Мы посмотрим, кого заявят соперники, но, по большому счету, я не вижу проблемы для условного Максима Недосекова прыгать в новом формате, выбирая высоту. Это даже будет интереснее. Трекатлон с тележками и парашютами – это лишь один из видов программы. Мы будем готовиться к этому на тренировках, тем более, что спортсмены отрабатывают там подобные элементы. Осталось просто найти одного человека (возможно, это будет многоборец), который выполнит эти элементы наиболее качественно. Метателям было бы сложнее бежать на выносливость, тем более с барьерами…

- Новый легкоатлетический формат будет официально представлен во время II Европейских игр в Минске. Во время чемпионата Европы было подписано соглашение о проведении в Беларуси матчевой встречи Европа-США. Глава Европейской федерации легкой атлетики Свен Арне Хансен говорил, что эти шаги могут приблизить Беларусь к проведению полноценного чемпионата Европы. Сейчас мы стали ближе к этому событию? 

- Я бы даже сказал, что мы рванули прямиком к финишной ленточке. Сам факт, что Беларусь рассматривают в качестве страны, способной принимать исторические матчевые встречи, говорит о многом. Еще год назад, когда об этом заходила речь, недоумевали даже лояльные к нам коллеги. Но ведь когда мы впервые проводили в Беларуси конференцию руководителей европейской атлетики, многие тоже были далеки от мысли, что когда-либо она вновь повторится в Минске. В итоге это случилось уже в следующий раз, а лидеры многих национальных федераций предлагают доверить Минску право постоянно принимать у себя подобные мероприятия.

Проделанную нами работу высоко оценил и Свен Арне Хансен, и руководитель Международной федерации легкой атлетики Себастьян Коэ. Руководители легкоатлетических структур видят, как быстро возводился стадион «Динамо», как, не имея до этого опыта проведения таких мероприятий, мы организовали матчевую встречу, как отработал тайминг, и это формирует их мнение и отношение. Сегодня очень многие при встрече отмечают, что нынешняя белорусская легкая атлетика – открытая и занимающая достойное и почетное место в Европе.

Этому способствовал, в числе прочего, и созданный внутри команды микроклимат, взаимовыручка. Спортсмены и тренеры верят в федерацию и видят, что мы заинтересованы в развитии каждого из них. На своих информационных площадках мы говорим об успехах даже на уровне детского спорта, отзывы спортсменов в социальных сетях, говорящих об уровне организации и внимании, позволяют ребятам чувствовать гордость и ощущать себя частью значимого дела. Очень важным фактором стало вручение премии «Атлетика», оказавшаяся серьезным стимулом для спортсменов улучшать результаты в сезоне. Не говоря уже о стадионе «Динамо», который позволил белорусским болельщикам увидеть легкую атлетику в антураже международного уровня, и даже вывести метания с запасных полей. К слову, важно отметить пересмотр подходов к тренировочному процессу, бескомпромиссную борьбу с допингом и максимально объективное судейство: «подтягивание» результатов дома – это самообман и путь в тупик.

При этом антураж внутренних соревнований ничем не отличается от атмосферы крупнейших международных турниров, а музыка на чемпионате Европы, к слову, играла так, что порой не было слышно даже сидящих рядом. Спортсменам и тренерам, наверняка, также было не комфортно, но там некого попросить сделать тише. К этому просто нужно быть готовыми. То, что мы проводим соревнования в таком праздничном антураже, привлекаем к себе максимальное внимание СМИ, организуем у себя международные встречи для спортсменов всех возрастов и вывозим атлетов на такие встречи, как раз и позволяет им потом не теряться в атмосфере топ-турниров.

- Нынешние успехи белорусских легкоатлетов и предстоящие соревнования – хорошая база для работы с болельщиками, внимание которых к легкой атлетике в Беларуси пока уступает, скажем, той, что мы видели на чемпионате Европы в Берлине?

- Не соглашусь с тем, что нашим болельщикам далеко до немецких. Мы уступаем только в количестве. Немецкая легкая атлетика имеет очень большие традиции. Чемпионат мира 1993 года принял Штутгарт. В 2009 году аналогичный турнир проходил в Берлине. Теперь прошел еще и чемпионат Европы, и это не считая Бриллиантовой лиги и других соревнований. Легкая атлетика в Германии давно завоевала любовь болельщиков, чемпионат Германии здесь собирает полные трибуны, а чемпионат Европы еще на экваторе установил рекорд по количеству телезрителей – 6 миллионов и 20% всего немецкого медиарынка в эти дни. То есть 6-7 миллионов человек одновременно смотрело соревнования чемпионата Европы, а какой была общая аудитория, можно только представлять. Это очень важный момент. В свое время после чемпионата мира в Париже руководство местной федерации прямо предупреждало легкоатлетические клубы и школы о необходимости обеспечения возможности заниматься всем желающим. И все равно с потоком детей школы не справились, что стало причиной достаточно серьезного скандала из-за упущенных возможностей.

Примеры, когда родители после того или иного крупного спортивного события отводили детей в секции хоккея, тенниса или биатлона, есть и в Беларуси, а отсюда начинается и рост количества болельщиков: у каждого занимающегося атлетикой ребенка есть следящие за этим видом спорта родители, друзья, родственники… При этом уже сейчас во время матчевой встречи на стадионе «Динамо» мы видели очень серьезную поддержку. Понятно, что высидеть четыре часа многим было непросто, но мы ведь помним, как трибуны «гнали» Светлану Куделич или даже в конце программы поддерживали прыгунов в высоту. Или какие восторженные отзывы оставляли наши гости! Мы помним, как еще недавно многие крутили у виска, когда мы говорили о полумарафоне. Бегать по городу? Платить взносы? Перекрывать улицы? А сегодня нет отбоя от желающих, а регистрация идет с огромным опережением по сравнению с прошлым годом. Мы начинаем почти с нуля и не стоит вспоминать, как кто-то, ребенком, раскрыв рот, следил за советскими спортсменами. Каждый, прежде всего, должен спросить себя: что он сделал для развития белорусской атлетики?

Едва ли этому прогрессу способствуют комментарии, что, скажем, на юниорском чемпионате Европы в Гросетто наши спортсмены показали «клоунские результаты». Притом, что Максим Недосеков там прыгнул на 2,33 метра. Даже если к нам на соревнования не приехал кто-то из лидеров, нужно иметь уважение к труду спортсмена и объективно оценивать его результат. Очень редко обладателям звания чемпиона мира среди юниоров удается мгновенно реализовать свой потенциал и на взрослом уровне. У Эльвиры Герман этот переход занял минимальное время, но обычно процесс идет сложнее, и если человеку постоянно повторять, что он «просел», он просядет. Недоверие к твоим небольшим успехам задевает, но с другой стороны критика заставляет становиться сильнее. Я читал на сайте нашей федерации статью, в которой говорилось о том, что причиной неудачи Татьяны Холодович и Анны Малыщик могли стать какие-то ошибки на сборе в Польше, и я возмущен этим.

Не надо способствовать разрушению и без того непростого психологического состояния спортсменов. Технические виды всегда могут преподнести неожиданность, а цена одной попытки может быть очень высокой. Тем более, что Анна Малыщик и даже Татьяна Холодович еще проходят стадию становления. Это не Петкович, которая уже столько лет выступает на международном уровне и завоевала множество наград. Татьяна Холодович еще нащупывает свою технику, обновляя при этом державшиеся столько лет рекорды страны. Эти девушки – наше будущее, а нынешний чемпионат Европы не раз показал, как могут проваливаться даже мировые лидеры. Да и выступление поляка Павела Файдека в олимпийском Рио мы помним. Вот и наших девушек в Берлине просто «поджало» от ответственности и волнения. Малыщик с легкостью выполнила квалификацию, я наблюдал за попытками Холодович, и видел, что на разминке она отправила на 63 метра, а, значит, на чемпионат Европы приехала в хорошей форме. Осталось разобраться с волнением, и появятся результаты.


Хотя при этом не оправдываю и спортсменок, которые отказываются комментировать и обсуждать свои выступления. Это неправильно, и у меня будет с ними разговор на этот счет. Мы воспитываем в спортсменах культуру и понимание того, что он должен объяснять болельщикам и специалистам свои эмоции и впечатления. Как бы тяжело это ни было сделать, - это также часть его работы и важный аспект развития легкой атлетики. Если же спортсмены отказываются от диалога, они сами провоцируют различные непонимания и негативные комментарии в свой адрес. Критиковать же необходимо там, где видны очевидные проблемы, а у спортсмена нет желания их решать.

- Как в Беларуси можно использовать опыт организации чемпионата Европы в Берлине?

- На чемпионат Европы приезжали заместитель премьер-министра Василий Жарко и министр спорта и туризма Сергей Ковальчук, которые намерены попытаться использовать некоторые увиденные в Берлине моменты во время организации, к примеру, II Европейских игр. Посмотреть функционирование такого огромного спортивного форума – от транспорта до организации зон активности в городе - изнутри было полезно. Но важно понимать, что мы уже находимся на том уровне, когда и сами можем делиться опытом. На чемпионате Европы работала целая команда Белорусской федерации легкой атлетики, которая освещала соревнования белорусских спортсменов, поддерживала их и изучала, какие еще аспекты топ-турнира можно использовать в белорусских реалиях.

Фото: sputnik.by и БФЛА

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ