Новости
ТАК ШАГАТЬ. СТАРШИЙ ТРЕНЕР ПО СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ ОБ ИТОГАХ КУБКА ЕВРОПЫ
27 Мая 2019
2378

Кубок Европы по спортивной ходьбе в литовском Алитусе стал первым серьезным стартом, который должен был расставить основные акценты в этом виде программы на ближайший сезон. Из Литвы белорусы вернулись с личной медалью Дмитрия Дюбина на дистанции 50 километров, и двумя командными наградами. Вместе со старшим тренером по спортивной ходьбе – Виктором Гинько – мы рассуждаем об итогах выступлений и выводах, которые стоит из них сделать.

- Кубок Европы оказался представительным?

- В Алитусе в этот раз собрались практически все сильнейшие. Стартовал период, в течение которого можно выполнять олимпийские нормативы и критерии отбора на чемпионат мира, поэтому некоторые спортсмены, которые, например, имели норматив на дистанции 50 километров, шли 20. В частности, норвежец Ховар Хеукенес. Но большинство все же выступали на своих коронных дистанциях с тем, чтобы, выполнив норматив уже в Алитусе, спокойно начинать подготовку к Олимпиаде (норматив на чемпионат мира практически все выполнили еще в прошлом году). Часто такие сложные дистанции на высоком уровне не походишь. К тому же сейчас весна, погода еще относительно комфортная, а следующий серьезный старт – чемпионат мира, который через полгода состоится в Дохе.

Там придется стартовать при температуре порядка +36, да еще и в полдвенадцатого ночи. Думаю, что в таких условиях будет вестись борьба, в первую очередь, за награды, а не за олимпийский норматив. Потом начнется подготовка к Играм, искать возможность провести отборочный старт будет непросто… Понимая этот расклад, многие спортсмены ставили перед собой цель не столько победить или завоевать медаль, сколько выполнить олимпийский норматив. Который, к слову, очень высокий на каждой из дистанций. На 50 и 20 километрах у мужчин в Алитусе квалифицировались в итоге по 6 человек, у женщин на «двадцатке» – четыре… Из белорусов отобрался пока Дмитрий Дюбин, который прошел 50 километров за 3:45.51.

- Выступать в Алитусе было комфортно?

- Трасса там очень удобная. Расположена в парковой зоне, дышится легко. Но есть нюанс – круг всего километр. Пришлось много накручивать, при этом на дистанцию одновременно запустили участников захода на 50 километров у мужчин и женщин, а уже по ходу выступления добавили юниоров и юниорок. В итоге на разворотах часто получалось так, что вместо одного-двух соперников нашим спортсменам приходилось упираться в группу. На этом терялось время, а поворотов из-за короткого круга оказалось вдвое больше, чем обычно. Плюс создавались дополнительные проблемы для тренеров на питательных пунктах: когда спортсмены туда подходят постоянно, причем вразнобой, это доставляет немало хлопот. В целом же условия были достаточно комфортными, а трасса – не напрягающая, что видно и по результатам.

- Кстати о результатах. Если пока не останавливаться на конкретных спортсменах, а говорить об общих ощущениях: довольны выступлением на Кубке Европы?

- Не сказал бы, что выступили на «отлично»: это очень уж идеальная, почти не достижимая оценка. Но на четыре с плюсом точно выступили. Замечу, в нашей команде было 14 человек, при этом на юниорских дистанциях зачет ведется по двум спортсменам, но можно выставить и запасного, а на взрослых учитывают результаты троих при одном запасном. Нам пришлось обойтись без запасных: по три человека шли на дистанции 50 километров у мужчин и женщин, три девушки шли 20 километров, у юниоров было по два спортсмена у девушек и ребят. Плюс везли молодого парня – Дмитрия Лукьянчука, который должен был подтвердить норматив для участия в молодежном чемпионате Европы на дистанции 20 километров. При этом все справились очень хорошо, показали на финише достаточно высокие результаты.

- Особенно в этом свете радуют две командные медали, говорящие, что обошлось практически без срывов.

- Мне также хочется отметить командный дух. Каждый из наших спортсменов понимал, что у него нет права на ошибку. Всем было очень непросто, но при этом все проявили характер и показали достойные результаты. Даже если говорить о тех, кто остался не доволен выступлением, я хочу заметить, что в нашем виде спорта бывают подобные нюансы. Возможно, на каком-то этапе были неправильно подобраны нагрузки. Поэтому, если рассуждать о молодых спортсменах, больше вопросов должно быть не к ним, а к тренерам. С другой стороны, для того и нужны подобные старты, чтобы сделать правильные выводы.

Тот же Павел Ольховик очень расстроился: парень имел возможность выступить намного лучше, того результата, который сам хотел, показать не смог. Но, уверен, у него все впереди. У нас нет цели выжимать из юниоров все соки, чтобы они уже на нынешнем этапе заканчивали со спортом. Главное для них – сохранить здоровье, чтобы через 5-10 лет добиться результатов на чемпионатах мира и Олимпиадах.

Давайте посмотрим на возраст лидеров на дистанции 50 километров. Победил Йоханн Диниц, которому «за 40», третье место занял 43-летний Хуан Вийера. Пятнадцатое место вообще занял Анхель Езус Гарсия, которому 49 лет. Он чемпионом мира стал еще в 1993 году, когда половина участников нынешнего Кубка Европы еще не родились! И он ведь не из космоса.

Просто в свое время, в юношеском, юниорском спорте, с ним правильно строили подготовку, плавно вели развитие организма. Сейчас он грамотно тренируется, и в итоге в 50 лет может составлять конкуренцию гораздо более молодым соперникам. Ходьба начинается позже, и потому в переходный период спортсмена важно не передавить. Переход из юниорского во взрослый спорт у каждого происходит по-разному, но в любом случае важно, чтобы спортсмен не потерял желание продолжать тренировки. В 20 лет у ребят еще не все органы до конца сформировались: сердце, например,  вообще заканчивает развиваться годам к 25.

- В этой связи очень показательными видятся нынешние результаты Дмитрия Дюбина. Он как раз вступает в период расцвета, и, похоже, в хорошем темпе.

- Вступает. Но до этого у Дмитрия был именно тот период, о котором я говорил: несколько лет затяжного спада. Сейчас он кризис преодолел, да и возраст – очень перспективный. Дюбин полностью окреп и психологически, и физически, может выполнять серьезные нагрузки. Причем, я считаю, что нагрузки мы с ним еще сможем увеличить: это нужно делать постепенно. Если Дима в будущем будет продолжать работать так же профессионально, как сейчас, лет до 40 он запросто сможет ходить на высоком уровне. А это, между прочим, три олимпийских цикла. В любом случае, мы с ним не планируем повыступать год-два и закончить. Пока ищем более мягкие пути развития, но я знаю, что некоторые варианты тренировок мы еще не пробовали.

- Что для Дмитрия было важнее в Алитусе: завоевать медаль или показать хорошее время на финише?

- Про медаль мы в принципе не думали. У нас была задача – показать результат лучше, чем личный рекорд. Мы понимали, что на чемпионате Европы в Берлине он прошел очень быстро, но была сильная жара. Сейчас мы делали тренировки с прицелом уже на следующий год, на Олимпийские Игры. Понятно, что к тому времени уровень нужно будет повышать. Конечно, личный рекорд на Кубке Европы в случае Дюбина – это олимпийская лицензия и, с большой долей вероятности, медаль на этих соревнованиях. Но первостепенной задачей было все-таки набрать хорошую форму. Думать о медали, не имея за спиной определенной базы, бессмысленно.

- 50 километров в Алитусе шел и Александр Ляхович. Он сменил специализацию или это был своего рода пробный заход?

- Осенью мы думали о том, чтобы выставлять на Кубке Европы команду на дистанции 20 километров у мужчин. Но потом, зимой, Ляхович со своим тренером – Евгением Мисюлей – решили пробовать себя на дистанции 50 километров. Аргументы были понятны: у нас есть явный лидер мирового уровня – Дюбин, вокруг которого можно строить сильную команду. Ляховичу также идет 30-й год, за плечами – хорошая база. С точки зрения повышения шансов команды и проверки сил спортсмена решили попробовать такой вариант за год до командного чемпионата мира, который будет проходить в Минске. С этой же целью подключили Владимира Колесника. У ребят все получилось отлично: выиграли командную медаль, что подтвердило наше видение ситуации. Ляхович будет выступать и на дистанции 20 километров, но на следующий год все-таки планируется команда на 50. На «двадцатку» же будем выставлять молодежь, которая скоро выходит из юниорского возраста. У них будет стимул к тренировкам и ответственность за результат.

- Судя по всему, переход Ляховичу дался успешно?

- Своя специфика в подготовке на 50 и 20 километров, конечно, есть, но при этом многие ведущие спортсмены являются универсальными. Взять, к примеру, Йохана Дениза, который победил в Алитусе на дистанции 50 километров. Он является рекордсменом мира на этой дистанции, но при этом на 20 километров в 2015 году он показывал результаты в районе 1:17.02. Сегодня, кажется, он может быть конкурентоспособен даже на дистанции в 5 километров. Так же как и Роберт Корженевски, который выступал на уровне мирового рекорда на «пятерке», а на Олимпиаде 2000 года стал чемпионом и на 20, и на 50 километрах. И это не единичные случаи. Наработанный на 20 километрах запас мощности и скорости в какой-то мере даже помогает выглядеть сильнее на 50.

- На дистанции 20 километров Беларусь в Алитусе представлял Дима Лукьянчук…

- И, кстати, выглядел хорошо. Он пока молодой спортсмен: думаю, у него все впереди. Но зимой, к слову, он уже выиграл чемпионат Беларуси в помещении на дистанции 10 километров, обыграв и Ляховича, и Дюбина. Прошел не быстро, но я не исключаю, что через год-два он присоединится к нашей команде на 50 километров.

- Что скажете о выступлениях девушек на дистанции 50 километров. Предположу, что они также думали о командной медали, но Анастасии Яцевич опять не повезло…

- Мне сложно говорить о той ситуации. Ни я, ни тренеры, которые каждый день видят Яцевич на тренировках, глобальных претензий к ее технике не имеем. В Литве же ей дали три предупреждения за фазу полета, хотя скорость у спортсменки была относительно не велика. Анализируя протоколы, очевидно, что из первых 15 участниц никто не шел с записками от судей, кроме Яцевич. Которая, по мнению судей, бежала. Я не могу их осуждать или переубеждать. К тому же это уже свершившийся факт. Но выглядело все достаточно субъективно.

- Если исходить из того, как Настя шла до штрафа, на что она могла претендовать?

- На личное третье место. Хотя команда в этом случае все равно осталась бы четвертой. Мы проиграли ставшим третьими итальянкам 3 очка, притом, что Яцевич финишировала пятой. За вычетом пятиминутного штрафа она была бы третьей, но это только два дополнительных очка. Впрочем, четвертое место тоже неплохо, и здесь хочу поблагодарить Настю Родькину. Она – молодая девушка. Откликнулась на просьбу подготовиться на 50 километров, впервые прошла эту дистанцию в Алитусе и финишировала 18-й. Хотя уже то, что она вышла на дистанцию и дотерпела, заслуживает слов благодарности. И результаты команды, и ее дух выглядят очень оптимистично в перспективе на следующий год.

- Зато на дистанции 20 километров девушки порадовали медалью уже сейчас!

- Про женскую «двадцатку» хотелось бы сказать особенные и очень лестные слова. Состав оказался очень непредсказуемым, и зимой мы его даже не планировали. Дарья Полуэктова (Болкунец) почти 4 года не выступала. Сначала была травма, потом – рождение ребенка. Анастасия Раровская не выступала два года. Виктории Рощупкиной после минувшего сезона, видя определенный психологический спад, мы дали возможность полгода поработать в восстановительном режиме. Считай, восемь лет она выступала с опережением графика: в юношеском возрасте – за юниоров, юниоркой – за молодежь, потом – во взрослой команде. Причем все дистанции «закрывала» очень достойно. Зимой Виктория вновь почувствовала желание тренироваться, вернулась к работе.

Все три девушки хорошо прошли на Кубке Беларуси в Бресте, выполнили нормативы на Кубок Европы. Да, мы не планировали для них медаль, но они подтвердили свой высокий уровень, боролись до конца, и на последних километрах за них переживали уже почти все зрители, кто был вокруг трассы. 7,10 и 16-е место, результаты близки к личным рекордам, командная медаль… Возможно, что тренировочный процесс был немного форсирован, но форма спортсменок к главному старту сохранилась. Надеюсь, к следующему году они еще прибавят.

- Присутствует определенное разочарование из-за того, что у юниоров не смогли выступить Никита Коляда и Аня Зубкова?

- Не сказал бы, что это разочарование: скорее, просто обидно за ребят, что заболели, травмировались, не получили шанс проявить себя на этих соревнованиях. Хочется пожелать им здоровья и скорейшего возвращения. И для них самих, и для тренеров, и для болельщиков гораздо важнее их взрослая карьера. Конечно, мы рассчитывали на этих спортсменов, и особенно на Никиту: он бы очень помог команде в борьбе за награды. Но в любом случае главное, чтобы он восстановился и продолжил тренироваться.

- Следующим крупным стартом у ходоков будет чемпионат мира в Катаре. У кого из белорусов есть туда допуск?

- Туда отобрались на дистанции 50 километров Дмитрий Дюбин, Анастасия Яцевич и Надежда Дорожук, а также Дарья Полуэктова на дистанции 20 километров. Этим составом и планируем готовиться.

- Понятно, что в Катаре условия будут таковы, что прогнозировать что-то очень сложно, тем не менее, на что потенциально способны эти спортсмены?

- Жарко там будет всем, и там, скорее всего, нужно будет уже идти не на результат, а на занятое место. Если в Алитусе все решало показанное время, то в Катаре нас ждет борьба характеров. Там победить можно будет и с результатом 3:55.0, и даже, не разменяв 4 часа. Равно как, с таким же успехом, золотым может оказаться результат в районе 3:45.00. Идти придется ночью. Какие там будут работать биоритмы, – никто не знает. Но важно, что в любом случае выиграет сильнейший.

- Как-то будете пытаться смоделировать условия Катара при подготовке?

- Не думаю, что организму стоит организовывать такие стрессы. Чтобы перестроить биоритмы на один старт, начинать работу нужно уже сейчас. Или ехать жить в Доху и там тренироваться по ночам. Потом – долго возвращаться обратно в нынешнее состояние. Проще один раз заставить себя выступить в непривычных условиях, чем там ломать организм.

- Но все равно ведь есть климатическая адаптация, придется, наверное, приехать хотя бы за пару недель…

- Мы планируем период адаптации, но, вероятнее всего не в Катаре. За 10 дней там можно вообще без сил остаться. Даже просто находиться в Дохе – уже тяжело. Об этом, кстати, будем думать не только мы, но и вся сборная по легкой атлетике. Возможно, поедем в Катар через Турцию, чтобы сгладить скачок температуры. Мы же пока собираемся проводить заключительный сбор по подготовке в «Раубичах».

- Сейчас каждый старт ходоков рассматривают, в том числе, и в перспективе на будущий командный чемпионат мира в Минске. У вас есть ощущение, что у нас сегодня конкурентоспособная сборная, которая может претендовать на медали в следующем году? Ждать-то будут не места в десятке…

- Могу заверить, что ребята сделают все, что в их силах, и выступят так, как могут. Понятно, что от нас будут ждать медали, но прогнозировать их сложно. Ребята и тренеры хотят достойно выступить в домашних стенах, мы работаем над этим. Два года назад не велись разговоры даже о том, чтобы кому-то из наших ходоков попасть в десятку. Определенно, с тех пор уровень вырос. Наверняка, вырастет он и за следующий год. Но ведь и соперники не стоят на месте.

- К слову хочу заметить, что вырос не только уровень сборной, но также результаты и конкуренция на внутренних стартах.

- Благодаря высоким результатам, в том числе и в прошлом году, я заметил, что в регионах интерес к ходьбе растет. Тренеры и руководство федерации стали иначе смотреть на перспективу нашего вида. В прежние годы отношение к спортивной ходьбе часто было не однозначным: «Ходок? Что за странный вид спорта»? Сейчас, и молодежь, и тренеры смотрят телевизор, видят выступления наших парней и девчат, им становится интересно. Я когда-то сам точно также пришел в ходьбу, глядя на успехи Александра Поташева, Сергея Гавриленко, Петра Поченчука… Сейчас у начинающих спортсменов также появляется интерес и мотивация.

- Замечу, что важным моментом видится именно то, что результаты нынче появились у всей команды. Когда на мировом уровне ходила одна Рита Турова, для молодежи она выглядела кем-то, вроде инопланетянки, тягаться с которой все равно бессмысленно.

- И по этой же причине я считаю, что юниоров было просто необходимо отправить на Кубок Европы. Одно дело для проверки сил их везти на юниорские соревнования, другое – познакомить с мировыми звездами. Чтобы молодые спортсмены смогли своими глазами увидеть, как ведут себя в обычной жизни и как соревнуются топовые спортсмены, что с лидерами также можно на равных сражаться, осознать, что такое взрослая спортивная ходьба, и понимать, к чему нужно стремиться.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ