Новости
Василий Иванюк: каждому овощу — своё время
14 Октября 2015
1370

Республиканский легкоатлетический центр стал первым в стране среди подобных, отказавшись от несвойственных ему учебных групп и переместив центр тяжести на сборные команды. Собственно говоря, он вернулся к тому, что изначально должен был делать и что задумывалось при создании таких РЦОП.

Но кроме лёгкой атлетики в этом олимпийском центре развиваются такие виды спорта, как спортивная гимнастика, таэквондо, бокс, пожарно-спасательный спорт. О том, как они уживаются, о нововведениях, о текущей и будущей политике с «СП» поделился директор РЦОП по лёгкой атлетике Василий ИВАНЮК.

— Вначале давайте поговорим об изменениях в структуре центра, поскольку вы первыми из собратьев взяли под крыло национальную команду.

— А вместе с ней штат, его обеспечение и, понятное дело, задачи, главная из которых — подготовка к летним Играм в Бразилии. Помимо взрослой сборной центр занимается проблемами молодёжной, юниорской, и юношеской команд страны. Теперь белорусские сборные всех возрастов под нашей опекой. Впрочем, подобные изменения, правда, несколько позже, произошли и в других республиканских центрах.

— Но сразу всё не меняли, не стали в одночасье избавляться от учебных групп?

— Да, лучших представителей этих групп мы постепенно начали переводить в сборные команды. Вот, скажем, подопечные тренера центра по прыжкам в высоту Владимира Фомичёва и с шестом — Владимира Гончаренко продолжают подготовку в юношеской и юниорской сборных. Молодёжью и взрослыми занимается главный тренер национальной команды Игорь Сиводедов. Мы потихоньку перемещаем центр тяжести на работу со сборными командами, реализуя стратегию, разработанную Министерством спорта и туризма.

— Переход на новые рельсы начался с начала текущего года. Уже видны какие-то плюсы от нововведения?

— Когда лёгкую атлетику курировали работники прежнего Директората национальных команд, то параллельно они занимались проблемами и всех остальных сборных страны. И небольшому количеству специалистов невозможно было глубоко вникнуть в проблемы каждой национальной команды. В центре же мы видим действия каждого спортсмена, его подход к тренировкам, периодичность появления на стадионе, выполнение индивидуального плана. Если ожидаемого движения нет, ищем причины торможения, если нужно, вносим изменения в то или иное задание. До аттестации, которая пройдёт 11 ноября в Минспорта, проведём свою, внутреннюю, где ещё раз основательно проанализируем действия тренеров, выполнение ими собственных обязательств. Заодно уточним, что получилось, а что нет и почему. Уже по итогам аттестации сформируем национальную команду, тренерский состав и весь обслуживающий персонал. Они и поведут непосредственно подготовку к бразильским Играм.

— Каковы цели аттестации?

— Да, во-первых, мы определим основное ядро олимпийской сборной, во-вторых, отберём 20-25 атлетов, которые при умелом подходе смогут претендовать на элитную группу на Играх. Дабы не размазывать по тарелке «бюджетную кашу», раздавая всем поровну, именно этих спортсменов обеспечим всем необходимым. Им предоставят современную фармакологию, понятное дело, разрешённую, а во-вторых, все условия для тренировок, и в первую очередь зимой. Как, скажем, их коллеги, лыжники и биатлонисты, летом отправляются в горы, чтобы поднять кондиции, так и легкоатлеты, хотя бы накануне олимпийского сезона, должны находиться в наиболее благоприятных условиях.

Чтобы не выбрасывать лишние средства, изучаем соотношение цены и качества услуг будущих тренировочных центров, подбираем не для всех один, а, понятное дело, разные. Скажем, метателям нужны иные условия, нежели бегунам, но представителей одного направления лёгкой атлетики соберём вместе.

— Аттестация как-то разграничит тренерские функции?

— Перед этими специалистами поставим жёсткие задачи. Те из них, чьи воспитанники вошли в мировую элиту, начнут целенаправленно двигаться к Олимпиаде в Бразилии. А кто таковых не имеет — должны будут подтягивать более юных учеников и нацеливать их на следующие летние Игры, а для начала помочь им себя проявить на ближайших стартах — в спортивном календаре значатся чемпионаты мира среди юношей и юниоров.

— Насколько прочно стоит на ногах лёгкая атлетика и на какие позиции нацелена белорусская сборная?

— Как недавно в одном интервью сказал первый вице-президент НОК страны Максим Рыженков, очень просто разорвать сложившиеся годами связи, а вот собрать их воедино, наладить действия — непросто. Через этот процесс прошла и лёгкая атлетика. Поначалу многое казалось непонятным, в том числе и то, как выйти из тупика. Сейчас мы начали налаживать нужные связи и отношения, и две медали последнего чемпионата мира стали хорошим подспорьем на пути наверх. Полагаю, что на Играх в Рио наград будет чуть больше, чем на «мире». Восстановятся Иван Тихон, Андрей Кравченко и Оксана Менькова, надеемся на Наталью Михневич, которая потихоньку, как говорится, входит в свои берега. Мы досконально знаем возможности основного и переменного составов сборной, поэтому, думаю, вряд ли появится атлет, способный перевернуть наши представления о нём.

Для того чтобы получить олимпийскую медаль, надо заработать две-три награды на чемпионатах мира и Европы. Важно, что уже собраны атлеты, с которыми можно работать, и тренеры, которые способны помочь достичь олимпийских высот. Проблем же финансовых и других нет: есть спортивные сооружения и полное понимание того, каким образом попытаться попасть в элиту.

— Насколько основателен тыл национальной команды? Как дела с резервом?

— Начну издалека. Переход центра на работу со сборными таит в себе скрытые возможности. Не секрет, что когда тренер комплектует группу, у него, как правило, найдутся два продвинутых атлета, а два — средних. Это позволяет собрать нужное количество кандидатов, а значит, тренеру — получить зарплату, спортсменам — форму и инвентарь.

Ныне же лучшие спортсмены и их тренер перейдут в сборную команду. Весьма важно и то, что мы не забираем атлета из его региона в центр, он остаётся у своего наставника, местного тренера, и вместе с ним мы его привлекаем на сбор. Договорившись с начальниками областных управлений о кооперации средств, мы обеспечим всем необходимым спортсменов, которых пригласим на кемп, а они — командируют их тренеров. Источников таких средств хватает, всё будет зависеть от нашей организационной расторопности. И областные ШВСМ, и УОР, и СДЮШОР, и ДЮСШ, и спортобщества, и клубы — каждая структура найдёт возможность командировать одного человека. Внакладе они не останутся: их земляк способен дать результат, принести дивиденды и себе, и организации, его пославшей.

— На чём основывается ваше видение прогресса?

— Вижу три составные части успеха: центр, в котором аккумулирована материальная база; сама национальная команда с её творческим подходом к делу и современными методиками; федерация. Несмотря на то что Вадим Девятовский ещё недавно был действующим спортсменом, он сразу включился во все направления деятельности БФЛА, проявляя при этом талант и умение опытного организатора. Его с удовольствием принимают во всех международных легкоатлетических структурах. Вот и на чемпионате мира в Пекине Девятовский дважды встречался с новым президентом ИААФ лордом Себастьяном Коу. И это при плотном графике Коу и желании представителей почти 200 федераций с ним встретиться. У нашего руководителя прочные контакты с президентом ЕАА Свейном Арне Хансеном, который не раз бывал в Беларуси, а недавно приезжал на Минский полумарафон.

Немало ярких легкоатлетических событий прошло с подачи БФЛА — к примеру, тот же полумарафон, поднявший на новый уровень беговое движение в стране и ставший явлением в спортивной жизни страны.

— В центре, а точнее, в спорткомплексе, которым вы руководите, мирно уживаются представители нескольких дисциплин.

— Центр уникален тем, что он однонаправленный, а скажем, в РЦОП единоборств — 11 видов спорта. У нас же до последнего времени была лишь лёгкая атлетика, но недавно появился пожарно-спасательный спорт. Кстати, на прошедшем чемпионате мира наши воспитанники завоевали семь медалей и стали вторыми в мире.

Сам же комплекс имеет условия для различных видов спорта, но его надо постоянно обновлять и поддерживать «в тонусе». Мои предшественники многое сделали для возведения арен, но с годами база ветшает. И если бы руководство Минспорта вовремя не обратило внимания на общежитие «Олимпиец» и не помогло в его ремонте, то оно точно бы развалилось.

— Для начала спрошу: почему в состав РЦОП вошёл пожарно-спасательный спорт?

— Дело в том, что многие легкоатлеты, завершающие свою карьеру, находят в нём продолжение спортивной биографии. У большинства заложена прочная беговая база, к которой они добавляют навыки пожарно-спасательного спорта. Спортсмен может года на четыре продлить свою турнирную жизнь, кроме того, у него появляется возможность получить офицерское звание и интересную работу в будущем.

— На аренах РЦОП находят себе пристанище и представители других видов…

— Да, здесь ведут тренинг национальные команды по таэквондо, всю зиму занимаются воднолыжники, для которых оборудован специализированный зал, они арендуют бассейн, помещение для офиса. В успехах представителей этих дисциплин несомненна и наша заслуга. Им очень удобно даже в том смысле, что рядом на трёх этажах общежития расположен филиал бывшего центра спортивной медицины, который ныне вошёл в состав РНПЦ спорта. Лучшие спортсмены живут в общежитии — подобных условий у них не было. В зале бокса занимаются учащиеся городской СДЮШОР, а также областного и городского УОР.

Добавлю, что после ремонта одного из помещений, который собираемся завершить к концу года, его займёт женская сборная страны по спортивной гимнастике. Для максимальной пользы укомплектуем зал современным оборудованием, лучшим предоставим место в общежитии, открыто кафе. Поэтому для гимнасток у нас, на Калиновского, будет функционировать постоянно действующий сбор.

— Не требуют ли обновления легкоатлетические арены?

— И стадион, и метательное поле, как и тренировочные, по существу, доведены до ума. Но вот легкоатлетический манеж ждёт своего часа. В настоящее время заканчиваются проектно-изыскательные работы, планируется реконструкция всего спорткомплекса. В манеже нужно только сменить покрытие, не убирая основание. Если использовать покрытие всеми признанное фирмы «Мондо», то потребуется около 4,5 миллиарда рублей. Но каждому овощу — своё время: после ремонта гимнастического зала возьмёмся за манеж, следующий на очереди — зал бокса, а затем — бассейн. Думаю, что обновлённый спорткомплекс поможет наилучшим образом подготовиться к олимпийским стартам.

Михаил ДУБИЦКИЙ

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ