Новости
Виктор Пензиков: Мои ценности не изменились до сих пор
31 Августа 2017
1904

Чемпион и рекордсмен СССР, заслуженный тренер Беларуси, наставник ведущих белорусских атлетов - чемпионов Беларуси нынешнего года дискобола Виктора Труса и ядровика Алексея Ничипора - Виктор Александрович Пензиков в интервью рассказывает о своем профессиональном пути, талантливых воспитанниках, а также о системе подготовки метателей в Советском Cоюзе.

Виктор Александрович, Вы приехали в Беларусь из России и реализовали здесь себя как тренер, были удостоены звания заслуженный тренер БССР, и сейчас продолжаете успешно трудиться на благо белорусской легкой атлетики. Расскажите, пожалуйста, что обусловило Ваш переезд в Беларусь в советское время, как начиналась Ваша тренерская работа?

- Я приехал в Беларусь по приглашению руководства Белсовета «Динамо» уже в статусе чемпиона и двукратного рекордсмена СССР. Рассчитывал еще 4 года тренироваться и готовиться к Олимпийским играм 1980 года. Но Всесоюзный спорткомитет закрыл мне все пути подготовки, дисквалифицировав в связи с несогласованным с ним переездом в другую республику. Поэтому я начал раньше времени работать тренером. Но особо я не обижаюсь, потому что больше здоровья сохранилось.

Какой Ваш личный рекорд в метании диска?

- 65.22 м один раз я метнул на Спартакиаде, а второй раз - на мемориале Знаменских в Сочи. Результат, показанный на соревнованиях дважды, по положению считается повторением рекорда. Я становился 5 раз призером СССР при имеющихся габаритных данных (1.86 м). Но на Олимпиаду меня так и не взяли.

Первой моей воспитанницей стала метательница диска из Бреста Светлана Петрова, которую до нашего сотрудничества тренировал ее муж Юрий Петров.  Светлана выиграла матч с ГДР, метнув 67,32 м. У меня тогда еще было мало опыта. Можно было из нее большую спортсменку сделать. Свете не дали в Бресте квартиру, и она переехала в Подмосковье. Под Москвой у нас с ней не получилось работать.

Ещё в Ставрополе у меня начинал тренироваться дискобол Георгий Колноотченко, и поскольку он захотел продолжить совместную работу, тоже переехал в Беларусь через 1 год. Г.Колноотченко – рекордсмен СССР – был самым известным дискоболом в Советском Союзе и в мире: 3 раза становился чемпионом СССР, один раз чемпионом спартакиады народов СССР, он также выиграл матч с Америкой. Его рекорд – 69,44 м до сих пор является рекордом Беларуси. Затем Георгий захотел метать далеко – 75 м. Я возразил, что 75 м сразу метать невозможно, сначала нужно метнуть 70 м. На следующий день мы расстались. Таким был финал совместной работы.

Достаточно титулованной спортсменкой стала Лариса Короткевич, которая пришла мою в группу после окончания Витебского училища олимпийского резерва. Спортсменку мне передали по решению первого председателя БФЛА А.Рудских. Тренируясь под моим руководством, она показала результат 67 м, а потом вышла замуж за краснодарского спортсмена и переехала в Краснодар. На следующий год Лариса выступала на Олимпиаде и стала 4-ой, имея в активе результат за 70 м. Тогда она уже тренировалась в Краснодаре у другого тренера. На этом ее успешная карьера закончилась. Сейчас Лариса приезжает в Беларусь со своими детьми и вспоминает время, которое здесь прожила, очень даже положительно, что не всегда бывает.

Кроме этих ярких личностей мастерами спорта международного класса стали и в свое время лидерами команды были В.Баразновский, С.Лукашок, Л.Черевко. Эти спортсмены начинали под моим руководством подготовку с училища олимпийского резерва.

В 1998 году, чтобы улучшить свое материальное положение, я согласился поехать работать сначала в Саудовскую Аравию, а потом в Катар с национальными сборными этих стран. Работа получилась успешной, судя по результатам спортсменов, с которыми мне пришлось работать. За 2 года в Саудовской Аравии два моих атлета 3 раза улучшили национальные рекорды в метании диска и толкании ядра.

В Катаре к спорту относятся серьезно, и, может, поэтому моя работа получилась результативной. В этой стране были созданы хорошие условия для жизни и тренировок. За это время мой основной воспитанник Халед Ал Сувайди стал чемпионом мира среди юношей в метании диска, а затем через пять лет достиг в толкании ядра результата 21,07 м, что на тот момент стало рекордом континента – Азии. На Олимпиаде в Афинах 2004 г. он, правда, выступил неудачно – помешала излишняя возбудимость атлета. Но дважды завоеванные серебряные медали с результатом за 20 м на основных соревнованиях для Катара – Азиатских Играх – удовлетворили руководство федерации. Последние два года мне поручили тренировать двух дискоболов, имеющих в активе результаты за 59 м. Перед моим отъездом домой (2010г.) Ахмед Дипп вышел на результат 64.20м, Рашид Досари – 63.80 м. По нашей классификации это результаты международного класса.

Когда 6 лет я назад вернулся в Беларусь, возглавлявшее в то время руководство федерации сказало, что я здесь не нужен. Пришлось 2 месяца не работать, а потом на общественных началах около года за свои деньги ездить с ребятами на сборы. Потом я уже начал работать в Центре олимпийской подготовки. После того, как через 3 года у моих спортсменов пошли результаты уровня кандидата в мастера спорта, меня взяли на полную ставку и вот уже 6 лет я работаю без перерыва после работы за границей. Так что за рубежом результаты были, хотя об этом забывают.

В последнее время руководство центра олимпийской подготовки совсем неплохо помогает спортсменам и моим ребятам в частности, потому что понимает, что перспектива есть, и надежда, что они покажут достойный выступления за сборную страны результат, достаточно высока.

Какие атлеты имеют шанс попасть в Вашу группу?

- Решающую роль играет антропология. Нужны высокие ребята, имеющие хорошую генетику, а самое главное – желание тренироваться и показывать, чего они стоят, проявлять себя в жизни через спорт, выражать свою сущность, свои способности. Зачастую нужно время, чтобы это понять. Задача тренера – подвести к пониманию, что спорт – это вид деятельности, который нужен стране и для самовыражения в жизни человека является одним из важнейших критериев. Пока я доволен своими ребятами и считаю, что у них есть большие возможности, чтобы стать классными спортсменами.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших подопечных.

- Всего у меня на данной момент 3 ученика. Это Виктор Трус (метание диска), Алексей Ничипор (толкание ядра) и Сергей Башак (метание диска). Я сторонник мнения, что учеников у тренера не должно быть много. Конечно, это отражается на зарплате, но тем не менее.


У Виктора Труса еще 2 года назад было достаточно инфантильности, но сейчас, постоянно находясь в центре спортивных событий и в обществе своих коллег-ребят, он уже, можно сказать, преобразовался, стал настоящим молодым человеком, хотя атлету недавно исполнился только 21 год. Виктор показывает, что имеет уже достаточно сильный характер и понимает, что своими чертами характера нужно работать на тренировках во всю силу, так как это требует современный спорт. Считается, что спортсмен сильным является тогда, когда он на соревнованиях показывает результат выше, чем на тренировках. У Виктора пока этого нет. Еще не хватает, может, психологической устойчивости и уверенности для того, чтобы выступать на турнирах так, как положено, то есть регулярно прибавлять к тренировочному результату. Но я надеюсь, что мы со следующего сезона, то есть осенью, кроме технической и физической, начнем включать работу и над этой стороной подготовки.

Алексей Ничипор, наоборот, психологически очень силен, стабилен.  Тренировочный результат на соревнованиях реализует и даже в конкурентной борьбе прибавляет. Слабая сторона атлета – недостаток физической силы. Уровень специальной силы у  Алексея неплохой, а уровень силы, необходимый для толкателя ядра в простых глобальных упражнениях, где именно показывается максимальная сила, не такого уровня, чтобы толкать за 21м. Техническая подготовленность спортсмена достаточно высокая, и при устранении этого компонента – недостатка силы – позволит толкать далеко.

Сергей Башак пришел в группу после окончания Гомельского училища олимпийского резерва. У него достаточно способностей для метания, но он проще по характеру. 5 лет Сергей тренировался в Гомеле, где была заложена своя школа. У каждого тренера есть свое видение, которое реализуется в подготовке спортсменов. Поэтому мне трудно было что-то исправить, и перевести его на свой путь. Может, у меня времени не хватило. Но результат пока не позволяет атлету быть в национальной сборной команде. Как молодой человек Сергей очень положительный. Он продолжает тренироваться, параллельно работая вне спорта. Можно сказать ему только спасибо за то, что он уделяет внимание спорту и помогает в какой-то мере Виктору Трусу, находясь с ним вместе. Совместные тренировки положительно влияют на развитие обоих атлетов.

Условия для них здесь в принципе созданы очень даже неплохие. Но оба спортсмена достаточно большие ребята: у Виктора Труса рост 205см, а вес  Алексея Ничипора - 130 кг. Поэтому возникает больной вопрос с питанием, так как нормы для них те же самые, что и для бегунов, а потребности в энергии немножко другие. Это часто не учитывается при проведении сборов и вообще при подготовке.

Вы и Ваши спортсмены – представители разных поколений. Как Вы относитесь к разнице во взглядах с молодежью?

- Я, наоборот, часто напоминаю ребятам высказывать свои идеи, думать и предлагать упражнения для тренировок. Конечно, надо двигаться вперед, потому что на старом багаже далеко не уедешь. Современный спорт требует современного подхода. Это действительно так. Нынешние спортсмены и тренеры должны пересекаться и определяться, что нужно что-то сделать, что предлагает тренер для спортсмена и наоборот. Если есть двустороннее согласие, на первых порах обязательно использовать опробование идеи и применение в практике, потому что не внедряя нового, трудно идти вперед. То есть нужно обновлять тренировочный процесс со всех сторон.

Что Вы пожелаете с позиции пройденного жизненного пути своим ученикам?

- Известно, что с повышением уровня личного результата человек немножко забывает о том, чтобы улучшить результат, надо по-прежнему работать так, как это было в начале спортивной карьеры. Естественно, с некоторыми поправками. И, конечно, относиться с уважением не только к своему личному тренеру, но и к окружающим – коллегам, а также работникам спортивной сферы, то есть не меняться в ту сторону, которую называют «звездной болезнью». Это, наверное, Вы часто видите и знаете, что многие спортсмены уходят, добившись как-то результатов даже мирового уровня, меняют тренера. Это, наверное, нормально. Но даже в такие моменты нужно помнить о людях, которые помогали тебе выйти наверх.

Я думаю, что у меня ребята такие, которые понимают это, и они не испортятся, находясь в спорте, не станут по сути другими, а останутся такими же порядочными и благодарными как сейчас.

Как спортсмен Вы тренировались во времена бывшего СССР. Какое время, по Вашему мнению, более благоприятно для развития легкой атлетики?

- Если брать советское время и систему подготовки в легкой атлетике, то я не скажу, что она была неэффективная. В СССР существовала сборная всего союза. Много спортсменов хотели попасть в основную команду. Поэтому конкуренция была намного выше, чем у нас в Беларуси в настоящее время, и заставляла спортсменов отдаваться тренировкам полностью. В то время в основном составе было 6 человек в каждом виде. У нас – единицы. То есть спортсмены, может, даже с большим желанием тренировались, чем сейчас. Может быть. Но такое разделение было всегда: одни больше работали, другие не так старались. И тренеров, которые имели свою систему подготовки, было много. Мы, спортсмены, очень часто находились на больших сборах вместе и могли наблюдать друг за другом – какие средства применяются в тренировках. Методы и приемы, которые считали нужным, брали у другого тренера для себя. То есть постоянно было какое-то общение и обновление выбора средств тренировок. Раньше мы больше выезжали за рубеж, где было много иностранных спортсменов и зарубежных тренеров, на которых можно было посмотреть, что-то перенять и взять лучшее. В принципе мало что изменилось в отношении тренировок, в интеллекте тренеров того времени и сегодняшнего. Так что остается главным отбор спортсмена. Отобрать и заинтересовать – два основных направления.

Вы являетесь учеником заслуженного тренера России Александра Кудрина, основателя Ставропольской школы метаний. Расскажите, пожалуйста, о Вашей совместной работе.

- Так сложилось, что я на три года ушел служить в ряды советской армии. Поскольку мне нравился спорт и метание диска в частности, я продолжал тренироваться в армии всеми способами. Год было трудно, а потом я выиграл первенство ракетных войск СССР, после чего меня определили в так называемую спортивную роту. Там уже были созданы все условия. Часть эта относилась к белорусскому военному округу. Через неделю после окончания службы я выполнил норматив мастера спорта. Александр Михайлович Кудрин помогал. Но так получилось, что в принципе сборная союза постоянно ездила на сборы, и я в составе сборной тренировался самостоятельно. Благодаря этому у меня развилась наблюдательность, и когда закончилась моя индивидуальная спортивная деятельность как спортсмена, я был готов к тренерской работе. Мне было это интересно.

Что для Вас значило представлять СССР на международной арене, быть гражданином Советского Союза?

- Я представлял страну за рубежом как гражданин, как спортсмен. Я чувствовал большую ответственность за свое выступление. Мне не нужно было говорить – не подведи страну.

Как Вы оцениваете развитие метания диска в Беларуси, в областях в частности?

-  Ситуация очень напряженная. Я вижу развитие метания диска в Беларуси именно в образовании специальных центров метания. Можно объединить все виды, чтобы был отдельный центр, которым занимались специалисты уже прошедшие достаточно высокую школу подготовки своих спортсменов. Но это, конечно, зависит от зарплаты. За 600 рублей центром никто заниматься не будет, а центром и людьми, которые туда будут приглашены, нужно жить с утра до вечера. Отбирать спортсменов тоже должны специалисты – я имею в виду именно тенденцию, возникшую в настоящее время, которая демонстрирует четкий отбор. Тогда было бы возможно вырастить, воспитать не одного классного метателя.

Для работы важно содействие и федерации, и центра олимпийской подготовки, и национальной сборной. Подготовка атлетов должна идти сообща. Раньше в СССР на базе совета «Динамо» был именно центр метания, бюджет которого обеспечивал центральный совет Динамо. Другой путь – тренер-энтузиаст может подготовить талантливого человека. Я понимаю, что сейчас непростое экономическое положение страны, но в любом случае нужна помощь, да и не только в метании. У нас в любом виде, если тандем тренер-спортсмен представляет интерес, нужно создавать для будущего условия, которые они еще не заслужили, то есть авансом. Но это не принято. Сейчас критерий другой: будет результат, тогда будет и повышение зарплаты, будет стипендия и экипировка. Но в то же время в этом вопросе должна быть избирательность. Это тоже возможно, если в руководстве есть такие как В.А.Девятовский, который знает метания со всех сторон и что нужно для метаний. Ему достаточно посмотреть и сказать, что перспектива есть, что спортсмену надо помогать, как это получилось с Виктором Трусом. Когда я показал В.А.Девятовскому спортсмена и он, не дойдя до него 100м, увидел, как В.Трус двигается и его габариты, впоследствии была ощутима помощь со стороны федерации.

Что представлял собой в времена СССР центр по метанию  как структура?

- В Центр со всего Союза были собраны спортсмены, которые уже каким-то образом проявили себя на уровне мастера спорта и выше. За этот центр были ответственны 3 московских тренера. Мы, спортсмены, тренировались по 2 раза в день, находясь на тренировочных базах, в санаториях, домах отдыха. Нас кормили, возили на тренировки, в сауну, создавали все необходимые условия... Из центра вышло около 30% спортсменов, хорошо проявивших себя на уровне национальной сборной и выступавших потом много лет на международном уровне.

Виктор Александрович, у Вас менялись ценности в жизни?

- С удивлением обнаруживаю, что ценности, которые во главу угла ставили родители, а сейчас о них же мне говорит моя жена, не изменились до сих пор.

Сейчас лето. Какой вид спорта Вы предпочитаете на отдыхе?

- Вместо спорта – работа на даче. Правда, сейчас свободного времени мало. Я люблю наблюдать за жизнью и людьми, извлекать из этого процесса полезное для себя, использовать это уже для других и своего любимого дела – тренерской работы.

Хочется пожелать Виктору Александровичу и его атлетам доброго здоровья, покорения новых вершин в спорте и, конечно, удачи!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ