Новости
ФАРМАКОЛОГИЯ VS СПОРТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. БОРЬБА С ДОПИНГОМ - УТОПИЯ ИЛИ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ?
12 Октября 2020
1649


Запрещённые препараты в допинг-пробах - самая большая проблема современного спорта. О том, что представляет из себя допинг и как с ним бороться рассказал газете "Звязда" директор Национального антидопингового агентства Республики Беларусь Денис Мужжухин.

Врага надо знать в лицо

На самом деле, допинг - это не только запрещенные в спорте препараты. А, в первую очередь, нарушение различных правил - приема и хранения препаратов, месторасположения и других. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) предлагает десять определений допинга. В 2021 году вводится еще одно, связанное с сокрытием информации о нарушении антидопинговых правил.

Препарат становится запрещенным для спортсменов, если он улучшает спортивные результаты, наносит вред здоровью, и его применение нарушает этические принципы спорта. В черный список он попадает при выполнении минимум двух критериев. Некоторые препараты запрещены полностью, некоторые - только в соревновательный период. Спортсменам запрещается принимать вещества, улучшающие создание клеток и тканей (анаболизм), метаболические и мочегонные вещества, последние маскируют применение допинга. Для честной спортивной борьбы запрещены практически все известные гормоны, стимуляторы факторов роста и рецепторов адреналина и других гормонов.

Разнообразие видов спорта и медицинских препаратов не дают вычислить самое популярное запрещенное вещество. По словам Дениса Мужжухина, все зависит от специфики спорта: "В скоростно-силовых видах, например в легкой атлетике, чаще всего применяются анаболические стероиды. Они помогают там, где нужен сила. Кстати, с этими препаратами связано больше всего нарушений. В велоспорте, лыжных гонках, где важна выносливость, помогают препараты, улучшающие перенос кислорода в крови - эротропоэтин и другие. Это мировая статистика. В Беларуси количество нарушений не так велико, чтобы создать общую картину. Важно, что запрещенные приборы у нас не зарегистрированы, поэтому легальная купить их нельзя".


Первый среди равных

Самым известным допингом сегодня является мельдоний - метаболический препарат, который упрощает усвоение кислорода, тонизирует и защищает клетки сердца. С 1 января 2016 года WADA признало его запрещенным. Агентство посчитало, что он повышает выносливость организма при физических и нервно-психических нагрузках. В марте того же года начался «парад» спортсменов, обвиняемых в применении мельдония и за это отстраненных от соревнований. Одной из первых стала известная российская теннисистка Мария Шарапова. Многие спортсмены утверждали, что принимали препарат, когда он был еще разрешен. Это вызвало много споров. Неприятности, связанные с мельдонием, затронули и белорусских спортсменов. В 2016 году накануне Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Международная федерация гребли на байдарках и каноэ обвинила белорусов в применении этого препарата. Позже с гребцов сняли обвинения, но в Рио они не выступили.

Споры вокруг мельдония не утихают и сегодня. Среди специалистов разгораются дискуссии об эффективности препарата. "Многие врачи считают мельдоний пустышкой. Конечно, производители будут утверждать, что он хорошо влияет на сердечную мышцу, это же их деньги. По сути, мельдоний - это общеукрепляющее средство для сердечно-сосудистой системы. Его принимают при восстановлении после операций, при стрессах. Но не доказано, что он влияет на спортивный результат. Прежде чем включить препарат в запрещенный лист, его мониторят. И WADA забеспокоилось тем, что его объемы в пробах спортсменов зашкаливают, что ненормально. Среди победителей и призеров I Европейских игр в Баку было 40% спортсменов с мельдонием в пробах," - рассказывает Денис Мужжухин.

Все ли средства хороши?

Для совершенствования результатов любой ценой спортсмены прибегают не только к медицинским препаратам, но и к всевозможным манипуляциям. В ХХ веке многих спортсменок обвиняли в том, что они специально беременели перед важными соревнованиями. Врачами доказано, что беременность на третьем месяце расширяет физиологические способности организма, женщина становится более выносливой. Свою лепту вносит и гормон хорионического гонадотропина (ХГЧ), который активно вырабатывается во время беременности, особенно в первые месяцы. Он же влияет на повышение уровня тестостерона, что и делает организм сильнее. Подобное влияние оказывают и анаболические стероиды. "Допинговые" беременности были окружены скандалами и сплетнями.

Кроме такого тяжелого по многим параметрам метода, нашлись и другие. Например, переливание собственной крови. WADA запрещает любые манипуляции с кровью и ее компонентами. По словам Дениса Мужжухина, все дело - в физиологии: "Этот метод применяется в условиях высокогорья. При недостатке кислорода организм вырабатывает больше гемоглобина. Кровь становится более насыщенной красными тельцами, быстрее переносит кислород. Ее хранят и перед соревнованиями возвращают в организм. Искусственным образом повышают уровень гемоглобина, создавая дополнительный приток кислорода к мышцам. Собственную кровь переливают, чтобы избежать проблем с совместимостью. Но это очень опасный метод. Организм знает, сколько ему нужна гемоглобина, и вырабатывает его в зависимости от условий. А если его слишком много, начинаются сбои".

Безграничны способности человеческого разума и хитрости. Некоторые спортсмены даже идут на изменение структуры генов и клеток. Это манипуляция называется "генным допингом", очень опасный и дорогой метод. Препараты генного допинга могут "включать" и "выключать" гены, заставлять клетки работать быстрее за счет изменения их молекулярной основы.

Лучше поздно, чем никогда

В 2018 году белорусская пятиборка Анастасия Прокопенко получила бронзовую медаль Олимпийских игр 2008 года. Этому содействовала перепроверка проб участников Олимпиад 2008 и 2012 годов. В анализах украинки Виктории Терещук, опередившей Анастасию в Пекине, нашли анаболический стероид туринабол и аннулировали ее результаты. Оказывается, допинг-пробы хранятся десять лет и в любой момент их могут проверить снова, чтобы установить справедливость. "Есть такое понятие как "атипичная проба", в которой нет ничего запрещенного, но параметрам нормы она не соответствует. Причины могут быть разные - соотношение определенных веществ, последствия допинга или особенности организма. Но за такими спортсменами пристально наблюдают, сравнивают их разные пробы. С развитием лабораторного оборудования и методик их досконально изучают. Старые пробы могут проверить по случайной выборке или поднимают пробы того, чей тренер имеет много нарушений," - говорит директор Национального антидопингового агентства.

Возникает логичный вопрос, если тогда ничего не нашли, зачем ворошить прошлое, победителей же не судят. Денис Мужжухин считает, что к этому нужно относиться спокойнее: "Если спортсмен ни в чем не виноват, ему нечего бояться. А нарушители будут точно знать, что правда обязательно проявится. По сути, перепроверка проб защищает тех, кто невиновен. В современном спорте идет своеобразная гонка вооружений. Как нет страны без преступности, так нет и страны без допинга. Особенно сейчас, когда в спорте крутятся большие деньги".


Разрешить нельзя запретить

Запрещенные вещества есть даже в обычных лекарствах, витаминах. Как поясняет директор Антидопингового агентства, главное, чтобы содержание вещества в организме не превышало суточную норму. Но если по состоянию здоровья спортсмен вынужден принимать запрещенные препараты, это можно узаконить. Существует система терапевтических исключений - разрешение на употребление вещества из запрещенного списка WADA. Такое разрешение выдается, когда врачи доказывают, что альтернативного лечения не существует. Его имеют многие звезды мирового спорта: теннисисты Рафаэль Надаль и сестры Уильямс, велогонщик Фабиан Канчелло, гимнастка Симона Байлз. Разрешения часто получают спортсмены, больные астмой, в основном это лыжники и биатлонисты.

Система терапевтических исключений стала предметом спекуляций и скандалов. Денис Мужжухин считает это неправильным: "У нас слабо используют механизм получения разрешений. А он всем известен и одинаков для всех. Никто не запрещает получить заключение от врача и разрешение. Другой вопрос в том, что у нас врачи не хотят этим заниматься. В регионе ко мне подошел тренер и пожаловался, что спортсмен на тренировках задыхается от астмы. А врач отговаривает их от получения разрешения, мол, это невозможно. Врачам нужно подтянуть свои знания. Многие жалуются, что норвежские биатлонисты прикрываются астмой и принимают допинг. Но эта болезнь и развивается у людей, которые бегают на лыжах в условиях перепадов температур и давления. Это объективно, у них такой климат. Национальное антидопинговое агентство выдало белорусским спортсменам около десяти таких разрешений, и все нормально. Правила для всех одинаковы, и спекулировать на том, что кто-то ими пользуется, а кто-то нет, на мой взгляд, плутовство".

Кто виноват и что делать?

Однозначного ответа на вопрос, почему спортсмены употребляют допинг, нет - халатность, незнание, упование на удачу. При рассмотрении каждого нарушения рассматривается и мотив. "В любом обществе обязательно найдется спортсмен, который захочет обойти систему и применить что-то запрещенное. Будет утопией сказать, что мы когда-то это изменим," - отмечает директор Антидопингового агентства.

Денис Мужжухин считает, что рассказывать о допинге и его последствиях для здоровья и карьеры нужно в первую очередь начинающим спортсменам: "Молодые спортсмены должны сразу понимать, что они должны соблюдать антидопинговые правила. Это важно, чтобы они работали над собой, а не думали, какую таблетку принять. Национальное антидопинговое агентство начинает активно сотрудничать со спортивными школами".

Ответственность за нарушение правил должен нести не только спортсмен, но и его тренер. В Беларуси его могут привлечь даже к уголовной ответственности. Тренер одинаково причастен к победам и неудачам спортсмена. "Если в ходе расследования доказано, что виноват тренер, он получит наказание вдвое большее, чем спортсмен. А если спортсмен не знал, что ему давал тренер, с него вообще могут снять дисквалификацию. Национальное антидопинговое агентство рассматривает не только препарат, а как построена борьба с допингом в спортивной федерации или школе. Мы тесно с ними сотрудничаем и даем свои рекомендации," - рассказывает Денис Мужжухин.

Развитие допинговой индустрии, появление новых способов нелегально улучшить результаты выводят на спортивные площадки еще одного участника соревнований - фармакологию. Но пока главными там остаются спортсмены, за ними и последнее слово. Всем с детства известно, что все тайное становится явным. Да и таблеток для спокойного сна совести пока нет.

Источник: zviazda.by

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ