Новости
ПОЛЁТ МОЛОТА. ЖУРНАЛ TEAM.BY ОБ ИСТОРИИ ВАСИЛИЯ РУДЕНКОВА
10 Января 2023
945


Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь на страница нового номера журнала TEAM.BY вспомнил историю уроженца Жлобина, первого белорусского и советского олимпийского чемпиона в метании молота Василия Руденкова. Делимся с вами на нашем сайте данной статьёй, а полную версию предновогоднего выпуска можно прочитать здесь.

***

Он прожил всего 51 год. Очень мало. Умер фактически молодым, что особенно удивительно и печально, учитывая богатырскую стать и казавшееся безупречным здоровье. Любители спорта, близкие люди и случайные знакомые визуально воспринимали его одинаково: как человека, сделанного из стали, - Господь щедро наделил Василия Руденкова природной силушкой, отсыпав в одно тело за троих. Однако так нередко случается: сам дал, сам внезапно и забрал.

Родился будущий чемпион 3 мая 1931 года в Жлобине. Детство прошло в суровые годы войны в оккупации. Задача в те годы была у всех одна - сжав зубы, выжить, а когда фашистов прогнали и вернулись мирные дни - восстановить разрушенное, зализать раны. Понятно, не до учебников. И не до спорта. Его как такового и не было. Школу окончил кое-как и устроился работать в вагонное депо слесарем, откуда в 1948‑м был призван в ряды Советской армии. Именно этот момент в судьбе Василия Руденкова стал переломным. Где точно и когда конкретно молодой и здоровый, словно бык, солдат увидел, как летит молот, история умалчивает. Но без экивоков говорит она о том, что этот вид спорта произвел на юношу неизгладимое впечатление, и он сразу для себя решил: хочу! Этого, однако, было недостаточно, чтобы рядовому Советской армии просто так позволили вместо рытья окопов, строевой и боевой подготовки заняться такими «пустяками», как швырять со всей дури привязанное к металлическому проводу ядро. Но спорт в те годы уже становился занятием политическим и идеологически важным, и свои новые герои-рекордсмены ему были жизненно необходимы. А потому спрос на таких Аполлонов, как Василий Руденков, был огромный. Его сразу опытным глазом заприметили несколько тренеров. Наверное, он мог бы достичь высоких результатов в борьбе или тяжелой атлетике (на четвертом десятке, уже будучи олимпийским чемпионом в метании молота, Руденков возьмется за штангу, выйдет на помост, станет чемпионом РСФСР и выполнит норматив мастера спорта), но так восхитивший его полет молота и оригинальная техника исполнения броска привели парня именно в метательный сектор - в руки к одному из лучших наставников той поры Евгению Шукевичу.

4.jpg

Это была первая половина 1950‑х - время, когда главным молотобойцем советского спорта был ученик Шукевича Михаил Кривоносов. Для начинающего Руденкова он являлся примером для подражания. Как-то Василий спросил: "Скажите, а что нужно сделать, чтобы метать так же далеко, как вы?" Кривоносов был старше Руденкова всего на два года, но в их результатах была настоящая пропасть. Михаил ответил коротко: "Тренируйся". И юноша засучил рукава. Дело шло медленно. По итогам сезона 1954 года 23‑летний минский динамовец Василий Руденков занимал аж 58‑е место в СССР. Многие не то что советовали парню заканчивать, но не рекомендовали даже начинать. Однако год спустя его фамилия значилась уже на 16‑й строчке всесоюзного рейтинга - невероятный прогресс!

В мировой табели о рангах, правда, до признания было еще очень далеко: результат Руденкова значился лишь 37‑м. Тем временем отгремела Олимпиада 1956 года в Мельбурне. Михаил Кривоносов ехал туда фаворитом, но запорол последнюю попытку и уступил золотую медаль своему извечному сопернику американцу Гарольду Конноли. За своего кумира потом отомстит Руденков, однако его карьера пока только начиналась. Кто знает, как бы она прошла и сложилась, если бы не случился еще один серьезный поворот на жизненной дороге спортсмена: он решился на переезд в Москву, где стал работать под началом Леонида Митропольского.

Этому удивительному тренеру и человеку нельзя не уделить отдельного абзаца. В 1930‑е годы Леонид Митропольский стал одним из первых заслуженных мастеров спорта, был ловким и сильным, выигрывал чемпионаты страны по всем метаниям (упор, впрочем, делал на диск) и даже по десятиборью. С первых дней войны ушел в состоявшую из спортсменов знаменитую бригаду особого назначения, которая партизанила по всем тылам фашистских войск, добираясь почти до ставки Гитлера. Эвакуированный в тыл раненым и обмороженным, оправившись, снова сумел стать чемпионом СССР. А после войны тренировал всех известных чемпионов-метателей. Вплоть до 1968 года, когда его сняли со сборной за нарушение спортивного режима - тяжелое наследие партизанского прошлого. До этого на Олимпиады его брали под клятвенное обещание "не пить до первого советского милиционера". Однажды терпение спортивных руководителей лопнуло, и Леонида Александровича бросили на Центр олимпийской подготовки, а затем и вовсе отлучили от большого спорта.

2.jpg

Следует сказать, что Митропольский был больше чем тренер, он был поэтом своего дела. Давая наставления Руденкову, говорил так: "Молот - это не круглая железяка, он имеет душу. Ему нельзя мешать во время метания. Нельзя с ним бороться, стягивать с заданного пути. Запусти его на орбиту и погоняй непрерывно в определенных точках, а в конце хлестни его по заднице - он и полетит разинув рот". Методика Митропольского Василию Руденкову подошла - результаты продолжили расти. В 1959 году он выиграл чемпионат СССР, а в дружеском матче с американскими спортсменами в Филадельфии прибил и того самого знаменитого Конноли. На Олимпиаду в Рим-1960, тем не менее, дебютант ехал не в качестве основного фаворита. Впрочем, сам Руденков в своих силах был полностью уверен. Молчаливый, замкнутый, он таил в себе огромный запас энергии. Глядя на его тренировки, спортсмены покачивали головой и говорили: "Это не человек, это атомная бомба. Но он не бережет себя. Вспыхнет и сгорит еще до выхода в финал". Не сгорел. Борьба была упорной, но только за места, начиная со второго. Финалист, занявший 6‑е место, отстал от серебряного призера на полтора метра. А Руденков почти столько же выиграл у ближайшего соперника - им снова был Конноли. 

В Риме Василий Руденков установил рекорд, запустив молот на 67 метров 10 сантиметров, и принес советскому метанию молота первую в истории золотую олимпийскую медаль. Иван Тихон на Играх в Рио-де-Жанейро запустил свой молот к серебряным высотам в 41 год, а Василий Руденков совсем скоро после золотого триумфа в Риме с активными выступлениями закончил. Ему исполнился 31. Работал скромным спортивным инструктором, увлекся штангой, жил в Москве в однокомнатной квартире. Но связь с родиной никогда не терял и несколько раз в год неизменно приезжал в Жлобин навестить маму. Много помогал по дому. Любил красить - всегда, помимо всяких московских подарков, тащил с собой ведро краски и выкрашивал заборы, полы, дом... Все работы по хозяйству, которые требовали мужской руки, были на нем. Однажды приволок блины от штанги и выложил ими землю у колодца, чтоб не было грязи (не поленился тащить их в рюкзаке аж из Москвы!). В Минске у Руденкова остались жена и дочь, которые отказались переезжать в Москву. Конфликт затянулся и привел к тому, что общение полностью прекратилось. Другого семейного счастья чемпион не нашел, о чем очень переживал, хоть и старался этого не показывать. Умер он в 1982 году от рака гортани. Все началось с того, что неожиданно воспалилась губа. А потом болезнь съела его буквально за год.

5.jpg

Похоронен Василий Руденков на Центральном городском кладбище Жлобина.

Источник: noc.by

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ