Новости
АМБИЦИИ И ЦЕЛИ. ВИТАЛИЙ ПАРАХОНЬКО О ПЕРЕМЕНАХ В ЖИЗНИ + ВИДЕО
14 Января 2020
2273

В новый олимпийский год мы вошли очень уверенно. В ушедший четверг мы подвели итоги 2019 года, где назвали имена лучших легкоатлетов Беларуси в различных возрастных категориях. А сегодня хотим представить вам интервью с лидером сборной в барьерном спринте Виталием Парахонько, который, в принципе, очень серьезно проявляет себя в последние годы, переписывает личные и приближается к национальным рекордам. На II Европейских играх наш барьерист занял второе место в личном зачете и внес свой весомый вклад в командное серебро. Вашему вниманию диалог с прекрасным человеком, у которого прочный стержень внутри и четкое понимание, что нужно делать и как это реализовывать.

Виталик, поделись, пожалуйста, своими эмоциями от праздничной церемонии вручения специальной награды "Атлетика", где ты выступал в роли номинанта.

- Эмоции классные. Вечер был наполнен шикарной атмосферой. Все было очень хорошо организовано. Это прекрасный повод, чтобы пообщаться с коллегами по легкоатлетическому цеху. И, конечно, было бы здорово почаще так собираться.

У тебя были свои прогнозы касательно того, кто станет обладателем "Атлетики"? Приятно было тебе оказаться в числе номинантов?

- Что касается мужской номинации, то там все очевидно и понятно. Максим Недосеков и его четвертое место на мире - это сильно и достойно. И он был вне конкуренции. То, что я был номинирован, безусловно, приятно. Думаю, для всех тех, кто был в числе претендентов на победу - это стимул двигаться дальше и стараться в следующем году получить статуэтку. 

Ты все правильно говоришь про стимул победить. Скажи, ты почувствовал атмосферу единения, как одной большой семьи?

- Все было очень дружелюбно. Ребята сидят за одним столом и общаются между собой. Атмосфера была действительно очень дружеская.

Ты мог словить себя на мысли, что когда объявляли победителя "Атлетики", ты в душе искренне радовался за нашего спортсмена?

- Да, конечно! Это нормально и все же честно. Человек заслуженно получает награду, и почему бы не порадоваться его успеху.

Ты же помнишь себя в годы юношеские и юниорские годы. Как думаешь, для нашего резерва важно все то, что происходило на "Атлетике"?

- Думаю, да. Посмотреть, понаблюдать за лидерами сборной, за чемпионами и взять с них пример - это важно.

Расскажи, пожалуйста, о самых ярких моментах прошедшего 2019 сезона лично для тебя...

- Лично для меня самым ярким стартом стали II Европейские игры и мое второе место. Конечно, я хотел выиграть, но, скажу честно, в первый соревновательный день я очень переволновался. Уже в последующие дни, где выступал за команду, состояние было более спокойным. Но в свой первый забег, выходя на стадион и увидев количество людей на трибунах, я немного растерялся. Я считаю, что это волнение мне немного помешало. 

Ты сказал, что большая публика тебе помешала. Это нехватка опыта?

- Не скажу, что это нехватка опыта. Но я просто не ожидал, что такое количество людей будет присутствовать на трибунах нашего "Динамо" в Минске.

Ты же ездил на самые крупные соревнования, где трибуны были не менее переполнены зрителями...

- Да, я понимаю, так и есть. Но когда я вышел на наш стадион, меня это немного прибило психологически. Когда выступал в последующие разы, я спокойней реагировал и понимал, что зрители тебя поддерживают, и чувствовал себя более комфортно. В первый день придавила ответственность.

Ты изначально рассчитывал на медаль?

- Да, конечно! Я смотрел стартовый протокол и анализировал, кто приехал на данный старт в Минск. Мы с тренером планировали медаль. Не говорили о том, что это будет награда высшей пробы, но я надеялся ее получить.

В европейском листе по рейтингу и результату ты какое занимаешь место?

- На II Европейских играх в заявках я был со вторым или третьим результатом. Если брать по сезону, то на двенадцатой строчке. 

Значит, ты входишь в элиту европейского барьерного спринта. Занимать такую позицию важно и престижно.

- Думаю, да.

Скажи, пожалуйста, какие сильные стороны должны быть у мужчин-барьеристов, и что они должны иметь, чтобы выигрывать золотые медали?

- Наверное, прежде всего, должна быть хорошая психологическая составляющая. Опять же, например, чтобы не было моментов, когда ты переволновался на родном стадионе или за пределами страны. Ты всегда должен быть готов к публике и большому количеству зрителей. Если говорить о физических качествах, то основное - сила и скорость - главный показатель качественного барьериста. В барьерном беге ты должен быть сильным, быстрым и гибким. Думаю, что это основополагающие качества барьериста.

Скажи, какие бы ты качества хотел у себя подтянуть?

- Наверное, какие-то моменты в специальной силе. Сила - это не значит, что ты берешь, условно, 100 килограмм и приседаешь. А у тебя должна быть взрывная сила и упражнения со штангой, например, взятия, рывки и другие. Вот чего, я чувствую, мне на данный момент и сегодняшний день не хватает.

Мы скажем нашим поклонникам, может кто-то не знает: у Виталика на сегодняшний день в спортивной жизни произошли очень серьезные изменения, после чемпионата мира наш спортсмен сменил наставника и сегодня он готовится под руководством нового тренера. Вы долго работали с Виктором Николаевичем Мясниковым, и хотелось бы услышать от тебя, в первую очередь, об отношении к предыдущему наставнику и о тех причинах, почему ты посчитал нужным что-то поменять?

- К таким переменам я пришел после планетарного чемпионата. После моего выступления я понял, что в грядущий олимпийский год нужно что-то менять. С Виктором Николаевичем мы работали два года и могу сказать, что это было хорошее время, и я многое от него почерпнул. На сегодняшний день я это использую в своей спортивной карьере. Но в какой-то момент я понял, что мне нужно двигаться дальше, как бы все не было хорошо.

Но ты ведь не знаешь, возможно у предыдущего наставника был глобальный план и дальше все было бы с большим прогрессом. Сменить наставника перед Олимпийскими играми - это серьезный шаг. Какие у тебя внутренние ощущения?

- Наверное, я хотел, чтобы мне уделяли больше времени и работали со мной индивидуально.

Речь идет о том, что у Виктора Николаевича большая группа и ты хотел, чтобы больше концентрировались на тебе?

- Да, мне немного не хватало внимания. И, наверное, перед чемпионатом мира мне хотелось больше разговоров и работы с тренером, услышать слова поддержки.

Вы разговаривали с тренером об этом?

- Да, мы разговаривали еще в сентябре, после того, как я приехал с коммерческого старта в Берлине. Я говорил о том, что нужно и хотелось бы где-то индивидуально поработать. Но, видимо, меня не услышали.

Ты не нашел поддержки в своем желании?

- Да.

Тренера можно понять. Он столько времени и сил вкладывал в тебя, у него были свои ожидания...

- Но главное понимать, что у меня нет никаких обид. Это нормально, когда ученик меняет тренера. Тем более, что мы разошлись после чемпионата мира, после всех стартов. 

Ты выполнял все, что было у вас спланировано в работе?

- Да, конечно, я тренировался четко по плану и графику тренера.

С каким результатом ты завершил выступление на мире, напомни?

- 13.65. А по сезону было в промежутке 13.49-13.60. Не могу сказать, что я очень плохо выступил. Там я показал все, на что на тот момент я был готов и с учетом длинного сезона.

Очень важно сохранять добрые отношения. Это наш тебе совет. Понятно, что это очень интимная вещь - отношения тренера и спортсмена - посредники здесь не нужны. Но если перемены произошли, то нужно относиться с уважением к предыдущему наставнику. 

- Безусловно, с моей стороны никакого негатива, и я абсолютно спокойно готов общаться с Виктором Николаевичем. У меня никакой обиды нет, и только добрые отношения остались к нему. Когда я уходил, я сказал все, как есть и, думаю и надеюсь, что он нормально к этому отнесся.

Он внутри, наверное, понимал это?

- Думаю, что да.

Расскажи в двух словах о твоем нынешнем состоянии. Насколько кардинальны перемены, которые пришли на данном этапе в твою жизнь?

- Поменялась сама работа. Не скажу, что прям все на 100 процентов изменилось, но стало все иначе. На момент моего перехода Людмила Владимировна Олияр, у которой сейчас я тренируюсь, озвучила задачи и сказала, чего конкретно от меня хочет, и уже тогда мне все понравилось. Сейчас в тренировках мы делаем уклон на специальные упражнения в штанге. Работаем над технической стороной. В общем, то, что я хотел. 

Это был твой выбор - поменять тренера и пойти именно к ней?

- Да, я сам искал и вышел с ней на связь после чемпионата мира. После разговора мы начали искать варианты, как осуществить тренировочный процесс.

Не помнишь какой лучший результат у ее сына, двукратного чемпиона Европы и бронзового призера чемпионата мира, Станислава Олияра?

- Личный рекорд ее сына в беге на 110 метров с барьерами - 13.08. На сегодняшний день - это сильно и с таким результатом можно претендовать на высокие места топ-турниров и быть лучшим барьеристом. По зимнему сезону он также хорошо выступал. К слову, он помогает мне в тренировочном процессе, что очень здорово.

Ты рассчитываешь, что опыт тех секунд, то понимание могут тебе пригодиться?

- Да. Человек знает, как нужно готовить и работать. Он выступал на высоком уровне на протяжении долгого времени. Достойные результаты он показывал стабильно и не один раз.

Отношение коллег по тренировочной группе Виктора Николаевича поменялось к тебе?

- Нет, абсолютно не поменялось. С большинством из ребят мы хорошо общаемся и дружим, и мой переход никак не повлиял на отношения. Несмотря на то, что тренируемся раздельно мы все равно даже во время тренировок разговариваем, делимся чем-то.

Ты дорожишь отношением с друзьями, все-таки сколько вместе пройдено?

- Конечно! Например, когда мы с моей женой Светой тренировались дома в Орше, нам не хватало какого-то общения в тренировочном процессе. После переезда в Минск, появилось много друзей и это классно.

Парадоксальная вещь, извини, но ты говоришь, что не хватало общения, но с другой стороны, ты хотел, чтобы на тебе был фокус и это общение мешало. Так получается?

- Для меня важно, чтобы на тренировке тренер был сфокусирован на тебе. Ты приходишь на тренировку, выполняешь работу, упражнения, и если где-то между подходами ты перекинулся парой слов с коллегами - это не плохо, а нормально.

Извини, мы задаем, наверное, не совсем удобные вопросы. Ты не последний человек для нас, и твоим жизненным переменам были удивлены многие. Мы просто хотим, чтобы ты искренне сказал о том, что происходит. Потому что важно, чтобы ты был понят и чтобы мы поняли, почему ты сделал такой шаг. Мы всегда поддерживаем спортсмена и его шанс. Потому что спортивный век, к сожалению, не такой долгий, как хотелось бы, и каждый атлет, и ты в том числе, не хочет упустить этот шанс и время. Только ты знаешь, что тебя мотивирует и что тобой движет, потому что ты профессионал и мы уверены, что ты сто пятьдесят раз отмерял, прежде чем прийти к этим изменениям.

- Я скажу так, когда ты тренируешься и видишь работу, которую ты делаешь, этот момент сразу становится понятен. И если бы я чувствовал, что я двигаюсь в правильном направлении, то я бы, наверное, не перешел. Но я понимаю и понимал, чего мне не хватает и долго не сомневался, уходить или нет.

Другими словами - ты в себе чувствуешь потенциал и нереализованность твоих возможностей?

- Да.

К какому результату ты бы стремился? Понятно, что это провокационный вопрос. Но ты говоришь, что знаешь, чего не хватает, где нужно добавить и усилить, значит понимаешь, на что способен.

- В принципе, если взять по результату, то на сегодняшний день 13.20 - это стабильно место в финале, а если все сложится, то можно зацепиться за медаль крупных соревнований. 

Тебе приятно было бежать в компании сильных барьеристов на историческом матче Европа-США в Минске?

- Да, безусловно, было приятно принимать участие в такой компании и на родном "Динамо". Чувствовал себя прекрасно.

Тебе понравился сам матч и его формат?

- Да, конечно. Матч прошел здорово, само проведение соревнований на самом высоком уровне. Болельщики очень поддерживали, сидя на трибунах. Все прошло просто фантастически. Выступил я не так, как хотелось бы. Но атмосферой матча я очень доволен.

У тебя большой опыт перемещения по соревнованиям самого крупного ранга. Если сравнить уровни проведения других стартов с матчем, чтобы ты сказал? Мы где-то отстаем или в чем-то впереди?

- Ни капельки не отстаем. Я общался с Сергеем Шубенковым и он сказал, что у них, например, таких условий нет. Гостиница, где мы жили - потрясающая. Если говорить о трансфере от отеля до стадиона, то он курсировал каждый час и это, в принципе, как на самых крупных турнирах. Все было круто!

Мы слышали мнения спортсменов, что с нашей стороны все было просчитано до минуты и задержек не было ни на минуту.

- Приятным было то, что у нас было сопровождение автобуса, что мало где бывает. Т.е. это помогало точно рассчитать и понимать, во сколько ты будешь на стадионе, что ты не попадешь и не застрянешь по пути в пробке. Никаких задержек не было, что отмечается очень высоко.

Мы слышали хорошие отзывы от спортсменов из зарубежья, но хочется и у своих атлетов спросить, потому что у тебя, надеемся, было чувство гордости за страну, потому что ты, можно сказать, хозяин соревнований. И ты прочувствовал это все, и нам важны твои ощущения.

- Немного непривычно то, что у тебя в стране проходили такие соревнования. Обычно ты прилетаешь в другую страну, расселяешься. А здесь ты приехал в гостиницу и чувствуешь себя как дома. Такое сложно описать словами. Классные чувства.

Давай вернемся к чемпионату мира. Была, можно сказать, одна очень скандальная и неоднозначная ситуация. Прокомментируй ее, пожалуйста, ты: случай с испанцем Орландо Ортего, когда два человека получили бронзовую награду. С твоей точки зрения, что это было?

- Я считаю, что это несправедливо. Если взять, к примеру, 2011 год, где был похожий случай, когда кубинец Роблес зацепил китайка Лю Сяня, который бежал на золото, то тогда такого исхода событий никто не рассматривал. Китайцу не дали золото. С моей точки зрения, испанец не должен был получить бронзу чемпионата мира. Мы видели, что он накатывал, но объективно очень сложно было рассчитать исход. Это просто стечение обстоятельств, что Маклауд упал, не справившись со скоростью. Могло все сложиться совсем иначе и призовая тройка перевернулась бы кардинально.

Скажи, пожалуйста, ты можешь назвать явных фаворитов на Олимпийских играх в Токио, и кто претендент на золото?

- Я думаю, Шубенков, Орландо Ортега, которые стабильны на протяжении, примерно, пяти лет. Что касается Омара Маклауда, то этот человек может и выиграть, и установить мировой рекорд, и также упасть - он непредсказуем. Для меня пока что вырисовываются два явных фаворита.

Какой результат будет показан, как ты думаешь?

- Думаю, что в пределах 13.10-13.15. 

Ты себя видишь в финале Олимпийских игр?

- Я хотел бы в это верить, и дай Бог, так и получится. Для начала нужно выполнить норматив и завоевать лицензию. 13.32 - это не слабый результат, и я думаю, что с таким показателем спокойно можно пройти в финал.

Скажи, пожалуйста, я уже не раз говорил публично о том, что технику Эльвиры Герман называют одной из лучших в мире. Ты можешь прокомментировать? Какое твое мнение на этот счет?

- Согласен, у Эльвиры очень классная техника и движение правильное. Она действительно очень хорошо попадает в себя. С моей точки зрения техника действительно хорошая. Я абсолютно согласен с этим мнением.

Ты согласен с тем, что ей чуть-чуть не хватает на старте, при ее крутой технике? Мы все видим, как иногда на стартах Эля выбегает со старта чуть ли не последней, но по дистанции она накатывает соперниц и иногда вырывает победу.

- Если рассуждать так, что сделай она правильный старт - все будет хорошо и правильно - это понятно. Но прежде всего, она должна с тренером это решить и работать над этим. Я думаю, если учитывать то, как она на фоне других стартует, то Эльвира сама не совсем довольна выбеганием с колодок. И она хотела бы улучшить свой старт.

За счет чего старт отрабатывается, над чем нужно работать: над силой, техникой, взрывными качествами, реакцией?

- Считаю, что все в совокупности. Не думаю, что тренируя одно качество, ты начнешь быстрее выбегать. Могу сказать по себе, мне казалось, что я плохо бегу до первого барьера. И если взять видео, например, с чемпионата мира, то видно, как мне два метра "вкидывают" со старта. Я думал, в чем же проблема, чего именно мне не хватает. Оказывается, в том, что я не совсем правильно бежал до него. Силы и скорости у меня достаточно. Но сейчас мы ставим отметки до первого барьера, чтобы я правильно выполнял каждый шаг. Мы поменяли разгон: первые шаги короче, а ближе к барьеру они удлиняются.

А если взять по стартовой скорости, то какая у тебя в среднем реакция?

- Я не хочу сказать, что при старте с колодок я всегда много уступал своим соперникам. Но, например, на одном старте я выбегаю хорошо, а на следующем могу не попадать в свой же правильный ритм до первого барьера. Топовый барьерист бежит со старта до первого препятствия примерно 1.95, у меня выходило иногда из 2 секунд или ровно. Но я не хочу сказать, что важно преодоление только его, нужно хорошо бежать всю дистанцию. Но понятно, что проиграв со старта очень тяжело догнать. 

Что ты скажешь о внутренней конкуренции на женской барьерной 100-метровке. Есть Алина Талай, Эльвира Герман, но какая компания подтягивается к ним.

- У девушек конкуренция очень высокая, и это здорово, потому что мы видим результаты. Каждый из них подстегивает друг друга. На сегодняшний день, когда у нас три человека бежит в финале на молодежном чемпионате Европы - это очень сильно.

Твой прогноз, сколько в этом году девушек в Беларуси могут выбежать из 13 секунд?

- Думаю, что три минимум. Я в это верю. Света, конечно, в их числе.

Какие у тебя есть хобби и увлечения помимо спорта?

- Если дело касается спорта, то мне очень нравится футбол, и я люблю смотреть эту игру. В принципе, я люблю играть в нее в свободное время. Также мы с женой купили мяч баскетбольный и ходим на площадку к кольцу. Это если говорить о спортивных увлечениях. Также люблю читать автобиографическую литературу. Из последнего, что читал - книга про Стива Джобса, основателя "Apple". Очень интересная книга, которую читал не отрываясь.

Что тебя там зацепило?

- Его подход. Мне понравилось то, что он был целеустремленным и все хотел довести до идеала. Его не устраивала середина, все было либо плохо, либо хорошо. Он считал, что даже любую мелочь нужно делать хорошо.

На спорт ты можешь это перенести?

- Да, конечно. Нет середины. Ты должен даже в технике делать все максимально хорошо. 

Твое мнение, в какой возраст приходит рассвет у мужчин-барьеристов?

- Я думаю, от 25 лет. На сегодняшний день мне 26. Можно, конечно, сказать, что у меня золотой возраст. Но важно понимать, что я пришел в спорт в 17 лет и, можно сказать, что у меня не было как такового юношеского и юниорского спорта. Так получилось, что только к 19 годам я начал выезжать на соревнования. И если говорить о тренировках, то кто-то какое-то упражнение начал выполнять, например, в 18 лет, то я в 25. Получается, что я сейчас наверстываю.

Мы желаем тебе насладиться процессом подготовки. Конечно, это тяжелый труд, но у тебя есть цели, которые ты себе обозначил, и как мы видим по интервью, они очень амбициозные. Желаем полностью реализовать себя, и пусть у тебя все получится. Благодарим за искренние ответы! Мы уважаем тебя за открытость и за то, что ты говоришь все, как есть. Спасибо!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ