Новости
ГЕННАДИЙ АВДЕЕНКО: ПОЛЁТЫ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ
29 Марта 2023
4690


Журнал «Спорт time» том, как первый чемпион мира по прыжкам в высоту, обладатель «золота» Олимпиады-1988 в Сеуле и многих других престижных медалей и наград работает сегодня в Центре детского творчества в небольшом городке.

Разбег по замысловатой траектории, отталкивание, стремительный взлет, изящное огибание планки, развернувшись к ней спиной и, если она устояла, ощущение невероятного счастья, которое разделяют с тобой тысячи ликующих болельщиков на трибунах... Геннадий Авдеенко в деталях помнит и технику «фосбери-флоп», и самые яркие моменты своей блистательной карьеры.

Превратности судьбы

Но сегодня у него более приземленная профессия и прозаические заботы. В начале 1990-х знаменитый атлет переехал из родной Одессы в Беларусь вместе с первой женой, тоже известной прыгуньей в высоту, экс-чемпионкой СССР Людмилой Авдеенко (в девичестве Петрусь) и дочкой. Да так и прикипел к Синеокой республике душой и сердцем.

Повесив, что называется, шиповки на гвоздь, Геннадий занимался бизнесом, попробовал тренерского хлебушка, преподавал физкультуру в средней школе в Молодечно. А нынче трудится в качестве педагога дополнительного образования в Центре детского творчества города Березовка Лидского района.

...Мы знакомы лет тридцать, еще по Минску, но не виделись очень давно, и он, конечно, изменился. Прежними остались, однако, высоченный (204см) рост, голубые глаза, мягкая улыбка и удивительная скромность. В небольшом провинциальном городке, по словам олимпийского чемпиона, ему живется не хуже, чем в столице, к превратностям судьбы Геннадий давно привык и относится к ним философски. Любое дело, за которое берется, Авдеенко делает на совесть, с детворой работать умеет и любит. 

- Дети в Геннадии Валентиновиче души не чают, - улыбается директор ЦДТ Ольга Кахнович. - К каждому ребенку он умеет найти подход. Авдеенко у нас работал совместителем с 2016-го, а в этом году наконец стал штатным педагогом. Это замечательный в прошлом спортсмен, прекрасный специалист и просто безотказный человек, всегда готовый помочь и выручить везде, где требуется. К примеру, регулярно работает в нашем летнем оздоровительном лагере, готовит команды к различным соревнованиям и так далее. Я очень рада нашему сотрудничеству.

- Геннадий, в пору нашего знакомства вы, помнится, работали в фирме известного отечественного предпринимателя и атлета, председателя Белорусской федерации бодибилдинга и фитнеса Владимира Александровича?

- Да, она называлась «Международная профессиональная лига спорта» (МПЛС).

- А как вообще попали в Беларусь?

- После победы на Олимпиаде я продолжал прыгать в Одессе, куда перебралась и тоже тренировалась там моя жена. Но из-за травмы выступать на соревнованиях мне стало трудно, а здесь, в Беларуси, медицина лучше, к тому же Людмила родом из Солигорска. И мы с супругой решились на переезд. Обменяли квартиры, приехали в Минск в августе 1991-го, а в декабре распался Союз. Так я стал белорусом, паспорт получил автоматически.

- К слову, врача хорошего удалось найти?

- Да. Спортивного врача Андрея Семенякова. Он работал несколько лет с национальной командой по биатлону.

- И он помог?

- Относительно да, хотя поврежденным ахиллам, в принципе, уже так просто не помочь. Но их подлечили, и еще в 1992-м, по-моему, мне удалось взять 230см на зимних соревнованиях в Германии, это в 29 лет и с тремя операциями. И в конце года я поехал в Киев на последние свои состязания. Поварницын тоже еще, помнится, выступал. Прыгнул там на 224см, а на 227 дернул заднюю поверхность бедра. И понял, что с меня хватит. Идем с соревнований, я прихрамываю и говорю – все, завершаю карьеру.

Бодибилдинг, «экстра вирджин», физкультура

- Итак, вы завершаете спортивную карьеру, начинаете подыскивать работу. В итоге вам ее предложили в МПЛС?

- Да. Владимира Александровича я знал до того, как туда устроился, поскольку не раз приезжал в Минск на соревнования, тренировался даже в их зале. В одном из домов неподалеку от киностудии у культуристов в подвальном помещении находился знаменитый клуб. Там мы и познакомились. Перебравшись в Минск, я еще успел прыгнуть на 230см в 1991 году. А когда обратился к Александровичу насчет работы, мол, может у вас есть вакансия, он ответил - приходи.

- Какую должность вам предложили?

- Вице-президента по спорту. Тогда ведь все назывались президентами. Чем мы занимались? И факсы продавали, и спортивное питание для бодибилдеров, и вещи, много чего. Товар нам поставляли из Америки. Я работал там несколько лет, а потом пошел к другому товарищу, там был сначала просто менеджером, затем то ли замдиректора, то ли начальником, по-моему, отдела по торговле продуктами питания. Возили вино, оливки, масло оливковое я первым, думаю, завез в Беларусь из Москвы.

Это тоже оказалось проблемой, особенно с маслом «экстра вирджин», оно нерафинированное и в зависимости от погоды горчит. Мы и статьи писали в газету «Гастроном», объясняли покупателям, что так и положено. А то ведь особо разборчивые начинали жаловаться.

- А почему вы все-таки ушли из бизнеса?

- Понял, что это не мое, продавец из меня неважный. Из-за семейных проблем я в 2003 году переехал в Молодечно и устроился тренером по легкой атлетике в ДЮСШ, благо, жил рядом с манежем. Приятно, что нескольким ребятам под моим руководством удалось добиться неплохих результатов. К примеру, парнишка ростом 1.75 метра в ноябре 2003-го, когда начал у меня тренироваться, показывал 160см. А в середине лета следующего года спустя девять месяцев выиграл первенство Республики Беларусь среди юношей, взяв 190см и выполнив норматив первого взрослого разряда.

- Добавить за столь короткий период и в таком возрасте 30 сантиметров, мне, кажется, очень недурно?

- Конечно. Еще один парень такого же роста, прыгнув на 2 метра, стал кандидатом в мастера спорта и третьим на чемпионате страны. На областных соревнованиях неплохо выступали мои спринтер, прыгуны в длину и тройным.

- И все же вы из детско-юношеской спортшколы ушли работать в обычную среднюю учителем физкультуры?

- В Одессе я заканчивал педагогический институт по этой специальности, работа была мне знакомой. А что касается ДЮСШ, стало очень трудно набирать детей. Я походил по школам, даже дал объявление на Молодечненском телевидении «Олимпийский чемпион набирает…». Ни одного звонка. А деньги-то надо зарабатывать. Вот и пошел в школу.

Потом опять-таки по семейным обстоятельствам переехал сюда, на Гродненщину, устроился в Лидскую СДЮШОР. И родителей перевез, жилье купил им и себе. Мама у меня старенькая, она инвалид по зрению, батя перенес инсульт, вот и ухаживаю за ними. А сейчас тружусь в Центре детского творчества, и меня, честно говоря, все устраивает.

«Многостаночник» и «Барселона»

- Как вам в Березовке живется?

– Нормально. Мне, честно говоря, по барабану, столица это или глубинка, ты же каждый день в театры не ходишь, верно. Плохо только, что здесь крытого манежа нет. Вот когда ездил по Германии с прыжками под музыку, видел такие, простенькие, из легких конструкций, мне они запали в душу.

- А ваши подопечные где и чем занимаются?

- В обычном школьном спортзале. Я преподаватель дополнительного образования высшей категории. Веду 4 кружка: волейбол, баскетбол, футбол и легкую атлетику, это свыше полусотни детишек, тренируются они 3 раза в неделю. У нас, к примеру, сравнительно  недавно проходило первенство Лидского района по баскетболу, и наши девочки 2008 года рождения и младше впервые заняли 2 место. А по волейболу в прошлом году мальчики свой «район» выиграли. Отбора у меня нет, приходят те, кому интересно.

- И знаменитый легкоатлет может научить ребенка, допустим, правильной подаче и приему в волейболе, дриблингу или броску в баскетболе и т.п.?

- Могу, конечно. В последний год моего пребывания в сборной СССР по легкой атлетике, наверное, 1991-й, мы были на сборе в Испании, на базе под Мадридом. И туда же после окончания сезона приехала «Барселона», финалист Кубка европейских чемпионов по баскетболу. И вот мы с еще одним парнем играли на одно кольцо против девчат, а за нами с балкона с интересом наблюдали какие-то мужики. А потом мне сказали, что это были тренеры испанского клуб, а и я им очень понравился, дескать, с удовольствием взяли бы меня в свою команду.

Играл я видимо, и впрямь очень неплохо. Забивал, сколько хотел, и со средней дистанции, и штрафные, и трехочковые. Кстати, когда начал заниматься легкой атлетикой, меня пытались переманить в баскетбольную секцию. Однако мой тренер проявил бдительность и пресек эти попытки на корню. Даже домой к нам приходил и пугал моих родителей, что меня там растянут и я вырасту еще выше.

- Заниматься легкой атлетикой вы начали лет в семь?

- Примерно так, со второго класса.

- А помните, какие у вас изначально были показатели, скажем, прыжок с места?

- С места - нет. Но на первых соревнованиях, в которых участвовал в 7 лет, прыгнул в длину на 328см и занял второе место. А потом, в 5 классе, уже за 5, а то и 5 с половиной метров улетал. Вообще же в Одессе я выигрывал городские и, по-моему, областные соревнования по бегу на 60м, 60 с барьерами, 300-метровку, прыжкам в длину в своем возрасте.

- То есть были, по сути, многоборцем?

- Да. Тренер Борис Робулец изначально готовил шестовиков, а подготовка моя была многоборной. И я начинал с шеста, с обломком снаряда прыгал на 2 с лишним метра. Но это технически сложный вид спорта, требующий современного инвентаря. И когда за границей начали появляться более совершенные шесты, которые мы доставать не могли, у нас потихонечку все затухло, а мой наставник перешел на прыжки в длину и тройной. И вот я параллельно в них и развивался, а в высоту лет до 16-ти прыгал так, для разносторонней тренировки, где-то на 193см, по 1-му разряду, чтобы при необходимости закрывать вид на соревнованиях

- А когда этот вид стал вашим козырным?

- Летом 1980-го, в 16 лет, я выступал на первенстве Союза среди юношей в Челябинске, причем в первый день были прыжки в высоту, а во второй - тройной. Тренеры попросили два вида закрыть, чтобы набрать больше очков. А я в высоту прыгал, можно сказать, по-любительски, толком не умея даже рассчитать разбег, а он для стиля фосбери-флоп очень важен.

И все же неожиданно стал победителем, чемпионом страны среди своих сверстников с результатом 206см, выполнив норматив кандидата в мастера спорта. А тройной на следующий день завалил, даже в финал не попал.

Хельсинки, чемпионский характер


– И после этого вы окончательно отказались от тройного?

– Тоже не сразу. Вернувшись домой, я прыгнул тройным на 15.57 метра, опять-таки показав результат кандидата в мастера. Встала дилемма, на чем же сосредоточиться. Все решило зимнее первенство страны среди юниоров в Москве, в манеже ЦСКА. Состязания по тройному и прыжкам в высоту шли параллельно, в одно и то же время, и поначалу я из сектора в сектор умудрялся бегать.

Но высота шла лучше, я неожиданно прыгнул на 215см, это норматив мастера спорта. Потом беру 218 и занимаю 2-е место уже по юниорам в Союзе. И с этого момента сделал окончательный выбор. А через два с половиной года уже выиграл чемпионат мира среди взрослых спортсменов.

- Причем проводился он тогда впервые.

- Да, в Хельсинки в августе 1983-го, мне было 19 лет, и это произвело шоковый эффект на многих. Я первый год как перешел во взрослый спорт из юниоров, и хотя результаты к тому времени показывал неплохие, занимал высокие места на международных турнирах, однако отбор к первенству планеты со своими 224-226 сантиметрами напрямую не прошел.

Не отобрался на чемпионат и Сергей Бубка. Но среди остальных наших соперников в массе не просматривалось претендентов даже на призовые места и среди высотников, и среди шестовиков. И тренер сборной Игорь Тер-Ованесян, великий в прошлом спортсмен и умный мужик, двух молодых, перспективных, талантливых ребят повез в Финляндию под свою ответственность. И получилось, что оба стали чемпионами мира в 19 лет, а спустя пять лет выиграли Олимпиаду в Сеуле. Мы с Бубкой практически ровесники, я родился 4 ноября, он 4 декабря 1963-го.

- Вы с ним подружились?

- Да. Мы с ним в основном и жили вместе на сборах. Толковый парень. Не знаю, как сейчас, но у него, помнится, был дом в Монте-Карло, в Украине свой бизнес, тоже хороший дом, пароход. В общем, как говорится, упакован по полной. Однако я бы так не мог, у меня другой склад характера. 

- Накануне Олимпиады-1988 вам довелось дважды стать вице-чемпионом мира, причем с результатом, позволившим год спустя победить в Сеуле...

- Да, в 1987-м я выступал и на зимнем чемпионате мира в Индианаполисе (США), и на летнем в Риме, оба раза прыгнул на 2.38 и занял второе место. В Италии, кстати, такой же результат показали сразу трое спортсменов, поэтому арбитры учитывали количество использованных попыток. В итоге золото досталось шведу Патрику Шебергу, а серебро мне и моему товарищу по команде и постоянному сопернику Игорю Паклину.

- С тех пор минуло без малого тридцать пять лет, и на последних Играх в Токио три призера в вашей дисциплине – разделившие золото катарец Мутаз Баршим и итальянец Джанмарко Тамбери, а также получивший бронзу белорус Максим Недосеков смогли одолеть 237см, на сантиметр меньше, чем вы тогда! Это что, потолок человеческих возможностей?

- Я думаю, на сегодняшний день да. Когда мы прыгали, разговоры велись, мол, вот-вот кто-то обязательно возьмет высоту 250см. И до сих пор то же самое. Какой должен быть уникальный человек, какие нагрузки вытерпеть, чтобы все сложилось, даже не представляю. Когда в июле 1989-го кубинец Хавьер Сотомайор в испанской Саламанке установил свой фантастический рекорд – 245, там очень тщательно готовились к этому, обеспечив ему спокойную психологическую атмосферу, была даже специальная, более устойчивая планка с тяжелыми набалдашниками из силикона, изгибавшаяся, но не слетавшая от едва заметного прикосновения.

- А вот вы, если не ошибаюсь, не раз побеждали на самых престижных стартах, но мировые рекорды не били?

- Да, у меня чемпионский характер. Работавшие с нами психологи объяснили, что есть «рекордсмены» и «чемпионы» по психотипу. Я отношусь ко вторым. Лучшие свои результаты всегда показывал на ответственных стартах, мне требовалось с кем-то соперничать. Спор просто с планкой меня не мотивировал...

Текст: журнал «Спорт time»

Фото: из архива Геннадия Авдеенко

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ