Новости
МИХАИЛ ДОМАРОСОВ О СВОЕМ 50-ЛЕТНЕМ ПУТИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ, О ПЕРСПЕКТИВНЫХ УЧЕНИКАХ И ИХ РЕЗУЛЬТАТАХ
04 Февраля 2020
2414

Легкая атлетика богата на имена, которые заставляют говорить о себе с гордостью и восхищением. Одним из них является имя известного могилевского тренера Михаила Михайловича Домаросова. Его спортивная карьера началась далеко в прошлом веке, а начинал он ее с изучения азов толкания ядра. Как спортсмен-ядротолкатель он достиг своей вершины, реализовал свой потенциал и принял решение делиться своими умениями и навыками с молодыми ребятами, которых взял под свою опеку и крыло. Научил, взрастил, привил любовь к спорту - главное, что он мог вложить в тех, с кем на сегодняшний день работает и кто радует нас своими результатами не только на республиканских стартах, но и на международной арене. Вашему вниманию интервью с Михаилом Михайловичем, в котором он рассказывает о пути в спорте, о тонкостях и нюансах в метании диска и о любви к своим подопечным.

Михаил Михайлович, Вы давно в спорте, расскажите, пожалуйста, как связывали свою жизнь с легкой атлетикой и как давно Вы в тренерской деятельности?

- В феврале 1969 года в Костюковичах меня в тренировочную группу по толканию ядра пригласил Шкробу Евгений Михайлович. С того момента, можно сказать, и началась моя карьера в спорте. В том же году был приглашен в школу-интернат спортивного профиля в Минск на Тарханова. На протяжении трех лет тренировался и учился на базе этого учреждения и закончил его в 1972 году. После спортивного интерната поступил в Белорусский государственный институт физической культуры. И если сегодня задуматься, то, получается, я уже более пятидесяти лет в легкой атлетике. Карьера спортсмена у меня завершилась в 1986 году, а в послужном списке у меня звание мастера спорта международного класса и золотые медали чемпионатов СССР. После этого решил связать свою жизнь с тренерской деятельностью. Сначала работал в Локомотиве, после перешел в объединенную школу профсоюзов, а в 1990 году стал работать на базе Могилевского училища олимпийского резерва. И только с 2008 года и по сей день являюсь тренером-преподавателем могилевского областного центра олимпийской подготовки по легкой атлетике.

Будучи спортсменом-ядротолкателем вы восемь раз становились чемпионом СССР, дважды чемпионом мира среди железнодорожников и достигли звания мастера спорта международного класса. За вашими плечами большой опыт. Расскажите о своих лучших результатах и о пути к таким заслугам. А также поделитесь, удалось ли реализовать свой потенциал на максимум?

- Могу сказать так, что, учитывая мои антропометрические данные, которые не совсем подходят такому виду легкой атлетики, как толкание ядра, я сумел достигнуть хороших результатов и, думаю, благодаря моему внутреннему ощущению и пониманию этого вида. Много было скептиков, говорящих, что ничего не выйдет, но наперекор всем я старался не просто хотеть далеко толкать, но и постичь дисциплину и разобраться во всех тонкостях техники. Можно сказать, что я чувствовал ядро сердцем. Безусловно, у меня за спортивную карьеру был ряд тренеров. Например, еще в интернате я год метал копье у Передни Василия Степановича – тренера нашего рекордсмена Владимира Сасимовича. Следующим моим преподавателем в спорте стал Владимир Иванович Сивцов, у которого я обучался до 1975 года. А уже после моим куратором в спорте стал Ромуальд Иосифович Клим. Я считаю так, что если человек знающий и умеющий, то от любого тренера он может черпнуть то, что ему нужно. Используя все знания, которые в меня вложили мои наставники, я нашел для себя такой вариант реализации техники, который помогал мне показывать все те качества, которые были у меня заложены. 21.44 – мой официально лучший результат в толкании ядра за всю спортивную карьеру, а на тренировках, бывало, я толкал дальше. Но главным моим достоинством и ошибкой одновременно было то, что я не хотел далеко толкать, а хотел научиться делать это правильно. Неоднократно на крупных турнирах я был награжден призами за лучшую технику. Я считаю, что реализация моих силовых и технических показателей позволили мне показать достойные метры в своей карьере спортсмена. Я чувствовал, что я не просто знаю, как толкать, но и умею. Каждое мое действие было под контролем. И перейдя к тренерской деятельности я придерживаюсь того мнения, что терпение и творческая работа – главные составляющие в спорте.

Можете рассказать о тех советских условиях, в которых Вы тренировались, и о тех, которые имеют сегодня наши спортсмены. Какие есть плюсы и минусы тогда и сейчас, а также какие различия?

- 20 ноября 1979 года я демобилизовался из армии, отслужил, как и положено, полтора года, после чего приехал в Могилев. 21 числа я уже пошел на тренировку. В то время у нас не было спортивного зала и все тренировки проходили на улице. Мороз в то время был уже градусов десять или пятнадцать. Трижды в неделю в таких погодных условиях я выполнял примерно по 120 толчков. Чуть позже нам построили спортивный зал, натянули сетку для того, чтобы толкатели ядра могли тренироваться. Конечно, если сравнивать нынешние условия с теми, которые раньше у нас были, то это небо и земля. Я считаю, что легкоатлетический манеж в Могилеве по праву можно считать одним из лучших в стране. Рядом с ним есть прекрасное поле для метаний. Условия – это хорошо, но не только от них все зависит, должно быть желание у спортсмена. Например, Ваню Тихона попроси метнуть на Северном полюсе – он это сделает, как положено. Он чувствует свои движения, и не важно, лед у него под ногами или асфальт. Цивилизованные условия, конечно, должны быть, иначе никак.

Тяжело ли было уходить в тренерскую деятельность из соревновательной карьеры спортсмена? Понимали, с чего нужно начинать, и как проходил поиск талантливых ребят?

- Первое время, когда я завершил соревновательную карьеру, я работал методистом в институте. Но тяжелая и скучная бумажная работа настолько быстро мне надоела, что я от скуки сам себе брюки сшил, которые целый сезон носил. Я семнадцать лет был спортсменом и получал какие-то деньги от государства. Но есть такая мысль: если ты был хорошим профессиональным спортсменом, то спустя время должен что-то отдать спорту. А что, если не свои знания и опыт? Я чувствую, что сам где-то не доработал, и мне хочется отдать себя своим ученикам, вложить в них все, что я знаю. А начинал свой тренерский путь просто: пришел в школу, пригласил ребят, набрал заинтересованных в группу. Самые перспективные задерживались, показывали результаты и поступали в училище олимпийского резерва. Не скажу, что было легко, но, как говорится, забросил невод и что поймал. В метаниях же важна скорость, сила, рост. Приходилось выбирать талантливых из большого числа ребят. Ранее мы поступали так: рассылали на школы специальные тесты, которые ребята на уроках физкультуры проходили. Получив результаты на руки, анализировали, смотрели показатели в прыжке с места, размах рук. Исходя из этих данных, приезжали в школы и смотрели учащихся лично. Я считаю, что если ты любишь свою работу, то и детей набрать, а также отобрать перспективных, будет нетрудно.

Кто из отечественных тренеров за всю историю являлся для Вас примером, можете ли выделить чью-то работу?

- Я в свое время работал с Ромуальдом Иосифовичем Климом. Он тренер и человек одновременно. Когда мне тяжело, я всегда думаю: «А как бы сделал Клим?» У каждого моего тренера можно было что-то позаимствовать. Если говорить о метателях, на чью работу я обращал внимание, то это и Пензиков, и Сивцов. Я сторонник той позиции, что равняться можно на тех, с кем общался, с кем работал, с кем имел дело, а не на того, о чьих успехах профессиональных знаешь понаслышке. Шукевич – легенда, но я с ним не имел близкого контакта, чтобы считать его своим кумиром. Могу сказать так, что я был хоть и вредным учеником, но перспективным. И всегда считал, что если ты указываешь на мои ошибки, то не просто скажи о них, а приведи доказательства, почему я, например, неправильно выполняю то или иное упражнение. Когда-то я прочитал такое выражение: если ты всем нравишься – ты хороший, если все тебя ненавидят – ты лучший. Люди не любят тех, кто может летать. Многое у меня получалось в спорте и в работе, толкать так, как это делал я – мало кому удавалось. Но, чтобы сохранить самого себя, нужно быть порядочным, но не мягким и пушистым, чтобы тебя растоптали.

Вы воспитали не одну плеяду успешных спортсменов, в том числе и олимпийцев-дискоболов Дмитрия Сивакова, Светлану Серову. Сегодня под Вашим руководством работают молодые, но перспективные Роман Хартанович, Алина Никитенко и другие. Как проходит отбор талантливых учеников?

- Диму Сивакова я нашел лично. Вызвал на соревнования, приехал на них из Быхова, пригласил в училище олимпийского резерва. Роман Хартанович начинал свою подготовку у Татьяны Валерьевны Шумиловой, и именно она сказала обратить на него внимание. Помню первое время, когда я ему показал диск и сказал, что он истинный дискобол, то он ни в какую не хотел его даже в руки брать, настаивал на том, что любит толкать ядро. Но он же тогда малой еще был, седьмой-восьмой класс. Помню на первом соревновании он метнул диск на 28.50, а на следующий год уже имел результат за 50 метров. Еще через год – 54.20. И это при том, что со мной он работал три раза в неделю всего. После пришло время, когда нужно было определяться с учебой. Рома поступил в училище олимпийского резерва и, можно сказать, что это не я его нашел, а он сам нашелся. Я привил ему любовь к диску и сейчас он, можно сказать, бредит им. Думаю, что он наше будущее. Его выступление в Баку говорит о его перспективах. Там он выступал не как мальчик. С такой травмой он сумел выйти, сделать одну попытку и стать чемпионом. При правильной работе и подходе этот человек еще не раз сможет нас удивить. Алину Никитенко заметил на соревнованиях. Подошел, побеседовал с тренером, со спортсменкой. Хотел забрать ее в училище, не получилось, зачислили в ЦОР. Если в августе позапрошлого года она метала 35 метров, то в декабре на международном турнире памяти Карбышева уже побила рекорд – 45.02.

Роман Хартанович в ушедшем году громко заявил о себе и своих амбициях, дважды переписав национальный рекорд среди юношей в метании диска, зафиксировав его на отметке 64.50. На Европейском юношеском олимпийском фестивале для победы ему хватило всего одной попытки. Алина Никитенко одерживала победы на республиканских соревнованиях, переписывая рекорды. Расскажите, пожалуйста, о своей тренировочной группе.

- Мою группу можно разделить на две стадии: «старички» и молодое поколение. У Светланы Серовой, которая вернулась в спорт после родов, есть огромное желание и рвение к тренировкам. Пусть и есть вопросы, над которыми мы работаем и ищем пути исправления ошибок. У меня в группе все ребята местные, все из нашей области. Нет возможности собирать талантливых атлетов, как, например, столичные тренера. Сейчас многие молодые ребята заинтересованы поступать не в университеты, а в училище: два года живешь в общежитии, получаешь стипендию, тебя кормят – полное государственное обеспечение, которое позволяет полностью отдаться спорту. Мои ребята замечательные, есть они, значит, есть у меня любимая работа.

Как вы оцените прошедший год для Ваших ребят, все ли получилось у вас в работе и реализовались ли они на соревнованиях?

- С Ромой Хартановичем, могу сказать, практически все у нас прошло по плану. Но пусть он и установил дважды рекорд Беларуси среди юношей, но тренировочные результаты у него были выше. В Баку он мог бы показать хорошие метры, но на заключительной тренировке перед соревнованиями получил небольшую травму – растянул грудные мышцы. Возможно, сказались погодные условия, водно-солевой баланс был нарушен. Задачи на сезон, конечно, он выполнил. Алине Никитенко изначально было запланировано шестое место. Могла лучше, но как получилось. На чемпионате мира среди школьников она метнула 49.99. На том старте мы чувствовали себя как дома. Нас привозили на стадион с самого утра, а увозили поздно вечером. В Баку для нее старт был более серьезным, и без соревновательного опыта психика молодой спортсменки не совсем может справиться. Светлана Серова вышла в сезоне на броски 56 метров, должна была удержать планку по ходу всего сезона, но, видимо, не все получилось в совместной работе. Не всегда сильное желание дает хороший результат. В целом, сезоном своих ребят я доволен. Но всегда хочется лучшего. Будем работать.

Длинные метания в залы не спрячешь. Дискоболы, копьеметатели и молотобойцы зимой вынуждены соревноваться порой в суровых условиях. Отличается ли подготовка спортсменов к зимнему и летнему сезонам, и какие есть особенности к каждому из них?

- Естественно, отличается. Зимой не всегда пойдешь метать на улицу. Помню, тренировались в мороз с Димой Сиваковым. Я вижу, что движение не то, а он говорит, что пальцами снаряд уже не чувствует. Но могу сказать одно, что зимой во время работы в зале, когда спортсмен выпускает снаряд в сетку, хорошо отрабатывается движение технически, а постоянные броски на дальность (на улице) наоборот плохо сказываются на технической составляющей. И как поработал зимой, так и будешь метать летом. И в той, и в той подготовке есть свои плюсы и минусы.

В 2019 году на Кубке Европы по длинным метаниям наши спортсмены показали очень достойные результаты, в том числе и командные. Молодежная сборная и вовсе стала чемпионкой, а такого успеха у нас еще никогда не было. Что вы можете сказать об их выступлении? Например, Олег Томашевич принес очки в зачет, будучи юниором, а Евгений Богуцкий только-только вошел в молодежную категории.

- Я скажу так, молодец то руководство, собравшее команду, которая смогла поехать, достойно выступить и победить. Конечно, спортсмены также молодцы, ведь это те ребята, у которых есть желание, возможности и цели себя достойно показать на международной арене. Важно то, что молодым ребятам дают возможность принимать участие в крупных турнирах, пристреливаться к ним, набираться опыта. Им дают шанс раскрыть свой потенциал и реализовать возможности.

На торжественной церемонии вручения специальной награды «Атлетика» ваши достижения пополнились двумя бронзовыми статуэтками: Вы стали лучшим тренером в категории «Юноши», а Ваш ученик Роман Хартанович получил награду, как лучший спортсмен в категории U18. Поделитесь эмоциями и впечатлениями от пройденного праздника. Ожидали ли, что именно Ваш ученик и Вы станете победителями, ведь конкуренция была высокой?

- Проведение подобных мероприятий очень влияет на молодых спортсменов. Алина Никитенко приехала в Могилев после «Атлетики», и я смотрю на нее – другой человек. Этот праздник замотивировал ее, проявил еще большее желание к тренировкам. Находясь там, чувствуешь себя как дома. Приятно то, что даже если ты не номинант, ты приглашен, про тебя помнят, твой труд и заслуги уважают. То, что Рома станет победителем, если честно, я ожидал. Он провел достойный сезон, обновил дважды национальный рекорд и действительно заслужил эту победу. Я ждал и надеялся, что дадут ему статуэтку, а когда услышал, что Эллину Звереву вызвали вручать награду, то все сомнения мигом отпали. Своей победе я, конечно, также рад, даже немного растерялся, когда объявили мое имя.

Как считаете, данная церемония важна для спортсменов и может ли она повлиять на их спортивный путь?

- Обязательно. Я скажу так, что если «Атлетику» отменят, то это будет трагедия. Особенно для молодых. Но и я даю слово, что буду стараться собрать коллекцию в каждой возрастной категории со своими учениками.

В сентябре на Матч Европа-США в Минск приезжали многие топовые атлеты-дискоболы, в том числе и Сандра Перкович, которая на Олимпийских играх становилась чемпионкой. Присутствовали ли Вы на данном старте и если да, то позаимствовали ли себе какие-то технические нюансы и особенности?

- Я присутствовал на данном старте, но только во второй соревновательный день, когда метали мужчины. Так получилось, что сидел прямо напротив сектора для метания диска и молота. Я сделал один вывод: мое понимание и видение техники метания диска я считаю правильным. Даже могу сказать, что оно современное.

На сегодняшний день лидером мужского метания диска является шведский атлет Даниэль Шталь – 71.86. Следите ли вы за зарубежными спортсменами? Чью технику можете выделить или кого-то отметить, а также на кого хотели бы равнять своих учеников?

- Если бы мои спортсмены были на сегодняшний день высокого европейского и мирового уровня, то я, может быть, следил бы за зарубежными дискоболами. Скажу так, что любой результат в мужском метании диска за 70 метров – это великий показатель. Скорее всего, я бы выделил и взял за основу технику рекордсмена мира Юргена Шульта – 74.08 – потому что она ближе всего к моему пониманию технического выполнения метания диска.

2020 год станет для нас олимпийским, и хотелось бы спросить вас, как специалиста, как считаете, с каким результатом и кто может подняться на высшую ступень пьедестала почета в Токио у женщин и мужчин?

- После чемпионата мира кубинские дискоболки неплохо о себе заявили, но я бы ставил на хорватскую спортсменку Сандру Перкович. Не все получилось у нее на мире, и хотелось бы, чтобы у этой опытной спортсменки все сложилось на Олимпийских играх. Прогноз, конечно, дело неблагодарное, но я думаю, что результат победительницы будет в районе 70-ми метров, а результат бронзового призера обозначится, примерно, на рубеже 67.50 метров. У мужчин вся призовая тройка должна метнуть в район 69 метров.

Видите ли Вы работу, которая ведется по борьбе с допингом, и какое отношение у Вас к нему?

- Я сторонник только разрешенных аптечных препаратов и считаю, что витамины дети должны кушать. Потому что профессиональный спорт и физические нагрузки здоровья не прибавляют. Как показала практика, можно метать и достигать высоких результатов и без запрещенных препаратов.

Расскажите о Вашей тренировочной базе, где ведется подготовка, и о личном отношении с легкоатлетическими функционерами в Вашей области.

- Если Вадим Анатольевич Девятовский – ангел-хранитель всей белорусской легкой атлетики, то Дмитрий Вячеславович Сивов – команды Могилевской области. Если я к нему обращаюсь, то он всегда помогает решать вопросы, у меня с ним хорошо налажен контакт. Если говорить о тренировочной базе, то хотелось бы, чтобы круг для метаний был менее скользким. Тренажерный зал для работы оснащен отлично, так, как я и просил. Помост для работы с тяжелыми весами сделан специально под нас. База у нас хорошая. Сейчас хочу закупить диски специально для Алины и Ромы, обновить снаряды индивидуально под моих спортсменов.

Что хотели бы пожелать нынешней легкой атлетике и ее спортсменам в этот важный и значимый олимпийский год?

- Желание очень простое: каждому нашему спортсмену по олимпийской медали. Чтобы их мечты сбылись в этом году. А Ване Тихону хочется пожелать только олимпийского золота. Таких людей, как он, больше нет, и он действительно заслужил. А руководству нашему быть всегда на правильном пути. Спортсмены, тренеры, руководство, федерация – все мы в одной лодке движемся к единой цели, к олимпийским медалям. И пусть так будет всегда.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ