Новости
ОЛЕГ ТОМАШЕВИЧ: МНЕ ДАЛИ ЯДРО – Я ТОЛКАЮ, И НЕВАЖНО, СКОЛЬКО ОНО ВЕСИТ
02 Сентября 2018
1883

Белорусский легкоатлетический резерв растёт, радует и заявляет о себе. Одним из героев уходящего летнего сезона стал молодой толкатель ядра Олег Томашевич, который в свои 18 лет не только стал пятым в финале юниорского чемпионата мира, но и отлично освоил взрослый 7-килограммовый снаряд. Впереди у спортсмена ещё целый год в юниорской категории, и чувствуется, что уже в ближайшее время Олег сможет составить немалую конкуренцию нашим лидерам и удивить нас в секторе. Его любви к спорту и своему делу можно позавидовать. А мы предлагаем вашему вниманию интервью с этим молодым и амбициозным легкоатлетом.

С чего начался твой путь в лёгкой атлетике?

Мой путь начался в 11 лет. Мои друзья занимались спортивной ходьбой, и физруки их всегда хвалили, а меня нет. Вот я и решил пойти с ними на ходьбу. Но на первой тренировке тренер на меня посмотрел – а я тогда рослый, пухленький был – и сказал: «Парень, давай-ка ты будешь ядрышко толкать». И я постепенно начал: сначала 4кг, потом 5кг, сейчас вот уже 6кг.

Ты родом из города Ивье Гродненской области. Как ты попал в Витебское государственное училище олимпийское резерва?

В 2015-ом году на Балтийских играх в Бранденбурге меня заприметил мой нынешний тренер Игорь Валерьевич Воронцов. Там я метал килограммовый диск, у меня была попытка под 60м, и это было неплохо. Он позвонил моему тренеру и спросил, можно ли забрать меня. Но долгое время просто разговоры шли о том, чтобы поехать учиться в Витебск. И вот через 2 года мы встретились на турнире памяти Д.М. Карбышева в Бресте и он сказал: «Давай-ка ты приезжай на сборы, парень, будем с тобой что-то делать». А я в то время очень хотел толкать ядро с поворота, а не со скачка. Душа к этому лежала.

Я приехал, и Игорь Валерьевич говорит: «Ну, Мишу Самусева тебе всё равно не догнать, он лидер сезона». Меня этот даже чем-то задело, но для меня главное было толкнуть своё. У Миши, конечно, физические данные очень сильные, мне до него ещё расти. Мы начали потихоньку изучать поворот, и в итоге на ОДМ я с 16.60 улучшил личный рекорд до 19 метров. А с прошлого сентября уже пошёл учиться в Витебский УОР.

Расскажи о работе и взаимоотношениях с Игорем Валерьевичем.

Он очень хороший тренер. Мне очень нравится, что, если я вдруг расслаблюсь, он может заставить меня толкать. С ним можно поговорить: он и друг, и тренер, и, можно сказать, отец. Игорь Валерьевич многое сделал для меня. Но не хочется забывать и Нехведовича Ивана Ивановича. Это мой первый тренер, и он поставил меня на этот путь. Иван Иванович мне так же дорог, как и Игорь Валерьевич. Не знаю почему, но он влюбил меня именно в ядро. С каждой попыткой я получаю удовольствие.

Олег Томашевич и его первый тренер Нехведович Иван Иванович

Ты толкаешь ядро способом кругового маха. В чём, на твой взгляд, его преимущество? Как давно ты используешь именно этот метод?

Мне почему-то кажется, что так ядро полетит дальше, чем со скачка. Там другая техника, хотя финал, в общем-то тот же… Я чувствую себя комфортно, когда толкаю с поворота. Были тренировки, когда я пробовал скачок, и это совсем не то, совсем другое движение. Сразу неудобно чувствую себя в секторе. Я ведь и раньше своему первому тренеру говорил: «Давайте толкать с поворота». Но он учил меня тому, что делал сам. А вот с Игорем Валерьевичем как-то сразу начали работать над поворотом.

На кого ты бы хотел равняться в своём движении? Из всех толкателей ядра за всю историю этого вида лёгкой атлетики чья техника тебе нравится больше всего?

Мне нравится техника, которую мне хочет поставить мой тренер. Лучше ни на кого не равняться, а смотреть за собой. У каждого своё движение, и каждый его сам добивался потом, кровью, мозолями. Я никому не советую себя с кем-то сравнивать. Нужно отрабатывать ту технику, которую тренер увидел в тебе. Он никому не ставит одинакового движения. Конечно, некоторые элементы могут быть похожими, но, на самом деле, лучше ни у кого не подсматривать.

У вас подобралась сильная группа. Ты тренируешься с чемпионом Европы среди юношей Алексеем Александровичем и серебряным призёром юношеского чемпионата мира Михаилом Самусевым. «Зарубаетесь» на тренировках?

Вот Лёша любит «позарубаться». Если я толкаю за 20, то он сразу тоже стремится добавить. Но я стараюсь на тренировках всё делать с умом, чтобы на соревнованиях при адреналине, скорости добавить. В следующем году мы все вместе будем выступать в юниорах, толкать «шестёрку», и там уже посмотрим. Хотелось бы, что вся призовая тройка осталась за нами.

Важную роль в подготовке толкателей играет штанга. Какие твои рекорды в приседе, жиме?

Я думаю, это должно быть секретом. Только ты и твой тренер должны знать, сколько ты приседаешь, жмёшь, тянешь. Силовой подготовке мы уделяем немалое внимание. Я думаю, 50% результата – это технические элементы, и 50% - штанга. Если у тебя хорошие физические данные, но ты не думаешь и не наработал движение, то ядро у тебя не полетит.

Ты давно обосновался в числе сильнейших толкателей Беларуси в своём возрасте. Но в 2017-ом ты был вторым за Михаилом Самусевым, в этом году – за Дмитрием Карпуком. Хочется уже наконец-то закрепить за собой статус лидера?

Конечно, планирую сделать это в будущем году. Но ничего обещать не стану. Как Бог даст, так и будет. Надеюсь, всё сложится хорошо, и мы увидим результат и на первенстве республики, и, желательно, на юниорском чемпионате Европы в Швеции.

Конкуренция в секторе подстёгивает к далёкому результату? В каких отношениях ты с соперниками?

С соперниками у меня хорошие отношения, но я не смотрю на других. Зачем? Мне же нужно показать свой результат. Я уже убедился в этом на чемпионате мира в Финляндии. Немцы имели результаты в сезоне по 20.70 и моей задачей было зарубиться с ними в финале. Но ребята не выполнили квалификацию и пролетели мимо. Всё решается в секторе, в одинаковых условиях, с одним снарядом. Самую большую роль играет психология – выдержишь или нет. Если меня обыгрывают, я, конечно, завожусь. Но с умом. Стараюсь взбодриться. Хотя, на самом деле, именно этого мне не хватило на чемпионате мира. После первых двух попыток я потух. Даже смешно было, сидел и думал: «Вот у меня идёт чемпионат мира, куда я готовился весь последний год, а я зеваю и хочу спать». Я слишком выплеснулся эмоционально на запасном поле и в пробных попытках. Но это будет огромным опытом для меня, и таких ошибок я больше не повторю.

На чемпионате мира среди юниоров ты дважды переписал личный рекорд: сначала в квалификации – 20.16, а затем в финале – 20.37. Рассчитывал на эти метры?

Рассчитывал даже не на эти. Думал толкнуть 20.80-21.00. На это я был готов и это я показал на запасном поле. Но в итоге я никому ничего не доказал, не буду оправдываться. Значит, нужно в следующем году толкать ещё на метр дальше. Может быть, сыграло роль и то, что за неделю до чемпионата мира Игорь Валерьевич уехал с ребятами на юношеский чемпионат Европы. Не смог за мной присмотреть. Хотя тренер дал мне всё, за счёт которой я мог толкнуть 21 метр. Главное, что для себя я разобрался, в чём дело, и сделал выводы.

Расскажи, как для тебя складывались соревнования в Тампере.

В первой попытке я думал: «Почему так мало? На запасном же было дальше!» Вторая попытка была неплохая, но потом я, как мы говорим, просто поплыл. Выключился из работы. У меня начались старые ошибки, которые были зимой и которые мы с тренером исправляли полгода. И вот все они вылезли на главном старте.

Атмосфера на чемпионате мира отличалась от остальных стартов, в которых ты принимал участие?

В секторе были другие незнакомые мне ребята, но я был спокоен. На первенстве республики у меня был мандраж, а на чемпионат мира я выходил как к себе домой, будто на тренировку. Я знал, что делать, знал, что готов бороться. Поддержка на трибунах была, но, возможно, её немного не хватило, чтобы взбодриться на три финальные попытки. Когда тебе начинают хлопать, кричать твою фамилию, это заводит. Появляется адреналин. На тебя смотрят твои ребята, твои родные, тренер. Думаешь, что нужно толкать, ведь не зря же работал весь этот год!

Помнишь свои первые соревнования?

Да. Помню, 4-килограммовое ядро толкнул 4 метра. Это была область в Слониме. Парни толкали по 12 метров, и я просто стоял, смотрел и думал: «Ну ничего себе они дают, такие здоровые!» Когда в Минске толкнул «четвёрку» на 10.61 и занял третье место, это был очень большой результат для меня. Хорошо помню те ощущения. Даже медаль сохранилась. Бывает подойду, посмотрю, пущу скупую мужскую слезу (смеётся).

А первую победу? Какие эмоции она принесла?

Самая первая победа была на первенстве области в Гродно. А первая республиканская победа была на отборе на Балтийские игры. Я тогда уже стабильно толкал 5-килограммовое ядро за 16 метров, но на соревнованиях показал только 14.90. Думал: «Как это? Почему на тренировках оно летит, а на республике – нет?» Очень расстроился, было обидно.

В какой момент решил связать свою жизнь со спортом и понял, что лёгкая атлетика – это твоё?

Когда я начал тренироваться, у меня всё перевернулось! Голова поехала: хочу, хочу, хочу заниматься. Я не знаю, почему я был настолько мотивирован. Вот сейчас я болею и думаю, почему это другие тренируются, а я лежу. Я тоже хочу идти тренироваться! Но понимаю, что нужно сначала выздороветь, а потом уже идти заниматься.

В этом году ты провёл свой первый год в юниорской возрастной категории и отлично проявил себя. Как тебе дался переход с юношеского 5-килограммового снаряда на юниорский 6-килограммовый?

Мы работали с этим снарядом всю зиму. Подняли силовые, и ядро оказалось ещё легче. Когда перед зимой взял в руки 5-килограммовое ядро, я подумал: «Почему я не мог толкнуть его 21 метр? Это же совсем просто!» Нужно настроить себя психологически, что «шестёрка» - это ничто. Ты должен толкать его за 20, 21, 22 и даже за 23 метра. Потому что ребята так толкали, и ты тоже можешь это сделать. Ты должен просто выполнить свою работу. Когда я толкал 7-килограммовое ядро на чемпионате Беларуси, я думал, что это «шестёрка», которую я толкаю каждый день, каждую тренировку. Некоторые думают: «Ну, это же взрослый снаряд, ну мало полетел, но это же всё-таки 7кг». Ничего в этом страшного нет. Мне дали ядро – я толкаю, и неважно, сколько оно весит. Да хоть 10кг, хоть 20! Ты – толкатель, твоя задача – толкать. Но, естественно, технически правильно. А больше никто от тебя ничего не требует.

В Португалии этой весной на кубке Европы по метаниям был первый опыт выступления со взрослым, 7-килограммовым снарядом? Какие были ощущения?

Да, это был первый опыт с «семёркой». И меня тогда жёстко прибило. Пересматриваю видео и вижу там столько технических ошибок! Наверное, после Португалии я стал эмоционально проще относиться к этому. А там думал: «Надо 17.50 толкнуть, по мастеру!» Сейчас на чемпионате Беларуси я вышел в сектор без проблем. Иранцы были в два-три раза больше меня, но я знал, что 18 метров должен был толкнуть на этих соревнованиях стопроцентно. «Пропёрло» - получилось 18.75. Когда парни из Ирана начали добавлять, ко мне подошёл Миша Абрамчук и сказал: «Малый, давай! Чего это они как у себя дома?!» В шестой попытке я прибавил и забрал третье место.

Питание для спортсменов имеет большое значение. Что входит в твой каждодневный рацион?

Еда Витебского училища (смеётся). А моё любимое блюдо – мамины блинчики. Это очень вкусно, но я далеко живу, поэтому нечасто их ем. Плохо, что в общежитии не разрешают самому себе готовить, там для этого нет кухни. Сейчас директор сказал давать двойную порцию тем, кто где-то себя проявил. Хоть что-то, ведь для 7-килограммового ядра же нужно будет набирать вес (смеётся).

Чем ты увлекаешься помимо спорта? Как предпочитаешь проводить своё свободное время?

На самом деле, я помешан на спорте. Других увлечений нет: спорт, спорт и ещё раз спорт. Я могу разговаривать о спорте часами, днями, неделями, месяцами, годами… Иногда, если хорошая погода, выходим с друзьями прогуляться по городу. Но свободного времени особо и нет. После тренировки приходишь усталый, идёшь на ужин и ложишься спать.

А какой последний фильм ты смотрел?

С Лёшей Александровичем смотрели сериал «Хороший доктор». Нам очень понравился. Я увидел его в Instagram, и решил, что нужно посмотреть.

У тебя есть любимая песня? Помогает ли тебе музыка настраиваться на рабочий лад перед тренировкой?

Музыку слушаю нечасто, на работу завожу сам себя в голове. На тренировке я хочу, чтобы было спокойно, быть со своими мыслями, обдумывать каждую попытку, поэтому музыка может даже раздражать. А вот на соревнованиях, когда ты уже готов и понимаешь, что ты делаешь, можно и пошуметь. Это помогает. На чемпионате Беларуси на стадионе «Динамо» играла музыка, я был расслаблен, даже почти танцевал.

Как ты психологически готовишь себя к старту? Тебе нужно побыть в себе или наоборот – отвлечься от мыслей о соревнованиях?

Бывает, что вечером я очень загружаюсь: как я буду толкать, что делать. Тогда нужно с кем-то пообщаться. Обычно созваниваюсь с мамой или сестрой, после этого я ухожу в другие мысли. На следующее утро просыпаюсь, обдумываю, что делать на соревнованиях, как себя вести. И всё, прихожу, и начинаю толкать.

Какими качествами характера, на твой взгляд, должен обладать настоящий чемпион?

Настоящий чемпион не должен никому подражать. Никого не копировать ни технически, ни в поведении. Ты - личность и должен сам себя проявлять. Маленьких ребят мотивируют великие бегуны, прыгуны, метатели, толкатели, и они могут повторять за ними, идя к своей цели. Но я считаю, что хороший спортсмен должен быть самим собой.

А какие черты своего характера ты можешь выделить? Какой он – Олег Томашевич?

Позитивный, креативный, целенаправленный и упёртый (смеётся). Трудолюбивый – мне нравится работать, я люблю, когда тренер меня мучает на тренировке. А ещё я без комплексов – это самое главное (смеётся).

Что является для тебя самым сильным мотиватором? Что заставляет тебя продолжать движение вперёд, к своей цели, несмотря ни на что?

Я хочу быть лучше. Не лучше всех, но лучше самого себя. Я поставил себе задачу толкнуть определённые метры. У меня это не получилось, и теперь я должен в следующем году дальше толкнуть. Надо идти к своей цели, ни на кого не смотреть и слушать тренера. Это очень важно. Если у тебя плохие отношения с тренером, то, я думаю, у тебя ничего не получится. У меня бывает усталость, и кажется, что не хочется идти на тренировку, но в голове я знаю, что я хочу. Я люблю своё дело. Я получаю удовольствие с каждой попыткой на тренировке и тем более – на соревнованиях.

Что ты можешь сказать о борьбе с допингом? Что для тебя значит соревноваться в честной равной борьбе с чистыми атлетами?

Я не уверен, что атлеты, которые показывали сильные результаты в 80-90-ых годах, были чистые. Сейчас запретили многие вещества, которые тогда были разрешены. Я бы аннулировал рекорд в толкании ядра, потому что 23.12 – это слишком далеко. Ребята, которые сейчас выступают, даже близко к этому не подходили. Я считаю самым лучшим толкателем новозеландца Томаса Уолша, имеющего 22.67.

Не понимаю спортсменов, которые употребляют запрещённые препараты. Я считаю, что это несправедливо по отношению к соперникам. Кто-то добивался всего своим трудом, а кто-то выпьет таблеточек и будет дальше прыгать, толкать, быстрее бегать… Это нечестно и неправильно.

Что для тебя значит выступать за сборную Беларуси? Какие чувства ты испытываешь к своей Родине?

Я испытываю гордость, выступая за Беларусь. Я представляю свою страну, на меня смотрят, надеются, рассчитывают, поддерживают. Эмоционально это очень приятно, что ты лучший в Беларуси и поехал толкать с сильнейшими. Тебя выбрали, оценили, ты чего-то стоишь и можешь себя показать.

Жизнь спортсменов связана с постоянными разъездами. Тебе нравится путешествовать? Какой город из тех, где тебе приходилось бывать, понравился больше всего? И какую страну мечтаешь посетить?

Не сказал бы, что люблю путешествовать. Ездить на соревнования – да, но выезжать на сборы за границу и там вести подготовку я не вижу смысла. Может быть, кому-то это и помогает... Но какая разница – в Америке, Турции, Израиле, Португалии тренироваться? Я этого не понимаю и не вижу смысла. Мы всегда тренируемся в Беларуси, не выезжаем ни на какие заграничные сборы. Здесь твоя страна, всё привычно, не нужно менять климат. Если ты захочешь, ты подготовишься здесь. Даже зимой, когда холодно, можно работать на технику. Метателям тоже нужно соскучиться по сектору, чтобы выйти на улицу и подумать: «Где там эти 80 метров? Сейчас без проблем метну молот туда!» Или, допустим, диск на 65! (смеётся).

Из тех городов, где мне приходилось выступать, сначала очень нравился стадион в Гродно. Там проходило большинство моих соревнований. Но сейчас мне очень понравилось на «Динамо» в Минске. Отличный стадион, лучший! И результат не заставил себя ждать. Это действительно большая арена, как за рубежом. Ты выходишь как будто не на чемпионат Беларуси, а, как минимум, на чемпионат Европы. Приятно находиться там. Это мировой уровень и это круто.

А вообще я бы проехался по всей Беларуси. Если ты патриот, то ты должен хотя бы посмотреть уголки своей страны, разные замки. У нас интересно! Мне очень нравится Брестская крепость, когда бываю в Бресте, постоянно туда хожу. Восхищаюсь дедами, которые воевали за нас. Там же были и ребята, дети, которым было лет 12-15. Стоит посмотреть, где они воевали, умирали. Я благодарен им.

У тебя есть талисман? Веришь, в какие-либо приметы перед стартом или считаешь, что всё это ерунда?

Я очень верующий человек. Когда захожу в сектор с поля, всегда крещусь. Талисманов у меня нет. Колечко, крестик… Мне помогает моя вера.

Какова твоя цель? Чего ты хочешь достигнуть на своём спортивном пути?

Не хотел бы про это говорить, потому что это моё. Что будет, то будет. Ведь не всё в моих руках. Я не знаю, что будет со мной завтра, послезавтра и даже сегодня вечером… Всё в руках Бога. Я надеюсь, что всё будет хорошо. Я стараюсь добиться максимума, но не знаю, на 100% ли я это делаю. Чувствую, что не всё из себя выжимаю. Я могу ещё, но что-то пока не даёт мне этого сделать.

Конкуренция в толкании ядра нынче очень велика, даже попытки в район 21-22 метров не могут гарантировать медали чемпионатов Европы и мира. Не пугает ли тебя уровень результатов? На какие метры ты себя настраиваешь?

Такие метры меня не пугают. Я думаю, что 21 – это немного. Ведь толкают и за 22 – на полтора метра дальше. Например, на кубке Европы в Лейрие выиграли с результатом 21.30. На мировом уровне это мало. Я, конечно, столько не толкаю и мне рано о таком говорить. Но каждому же своё. Думаю, эта эмоциональная подготовка, что 21 метр – не результат, пробьёт меня дальше, к 22-ум. Но загадывать я не хочу.

Каков твой девиз по жизни?

Позитив, позитив, позитив. Что бы не случилось, нельзя расстраиваться. Нужно быть благодарным Богу, что он дал тебе жизнь. А всё остальное ещё будет.

Мы благодарим Олега за интересный, искренний и глубокий диалог. Уверены, что твоего желания и стремления хватит для того, чтобы свернуть горы! Пусть вера в себя никогда не покидает, удача всегда будет верным союзником, снаряд летит далеко, а желаемые метры будут достигнуты!

Фото: Александра Крупская, Марина Качан, Дмитрий Демидик, БФЛА, а также из личного архива Олега Томашевича

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ