Новости
Таланты не только для королевы
18 Февраля 2016
1460

В минувшем году Белорусская федерация лёгкой атлетики представила оригинальный проект под названием «300 талантов для королевы», в ходе которого были выявлены наиболее способные школьники 1 — 4-х классов.

Им предложена программа будущего совершенствования, которая позволит проявить себя не только в лёгкой атлетике. О том, как провести подобное тестирование в других видах спорта, есть ли похожие программы в федерациях зарубежных стран, размышляют корреспондент газеты «Спортивная панорама» и наш постоянный автор учёный, бывший тренер, а ныне профессор факультета физической культуры Академии физического воспитания в Познани Анатолий Скрипко.

— Проект «300 талантов для королевы» — событие знаковое. В чём, по-вашему, его плюсы?

— Это мероприятие пришлось как нельзя кстати для отбора талантливых детей, которые в будущем могут пополнить не только секции лёгкой атлетики, но и, к примеру, игровых видов. Беларусь не столь крупна и густо населена, как некоторые страны-соседки, но одарённые дети у нас есть. Скажем, хорошо координированные для занятий гимнастикой. Уточню, что подобные мероприятия проводились и ранее, в 70 — 80-е годы прошлого столетия под руководством известного специалиста Виктора Алабина, в первую очередь в спринте. Тогда у нас появились такие знаковые фигуры не только для отечественной лёгкой атлетики, но и для мировой, как Жидких, Коровин, Ловецкий и другие. После отбора им было предложено хорошее научное обеспечение, которым занимался и я. Такой обоснованный подход помог развивать спринтерский бег и улучшать результаты.

— А как выявляли наиболее перспективных?

— Мы разработали комплексы тестов, которые реализовывали в школах, других учреждениях образования, проводили старты среди сельских детишек, к примеру, в Столбцах. Это помогало находить способных ребят, многие из которых затем продолжили спортивную карьеру. Замечу, что подобные мероприятия по поиску способных детей проводят и в гребле. Недавно вышло пособие по отбору, написанное главным тренером сборной Владимиром Шантаровичем. Считаю, что на талантливых ребятишек, прошедших испытания, должны обратить внимание специалисты из других видов спорта. Ведь не все дети, которые были отобраны в лёгкой атлетике, смогут продолжить занятия. К каждому способному ребёнку нужно относиться бережно.

— Президент страны по примеру федерации лёгкой атлетики предложил реализовать подобный проект и в других видах спорта.

— Год назад я подготовил многоэтапную систему отбора в футболе. В принципе, она похожа на ту, которая была предложена федерацией лёгкой атлетики. После выявления наиболее талантливых детишек, а таковых набралось тысячи три, надо было наблюдать за их ростом. Для этого создавать спецклассы, направлять их в училища олимпийского резерва и таким образом собирать, сохранять таланты и доводить их до взрослых кондиций.

— Как можно найти три тысячи талантов?

— Должна быть разработана система тестов и разослана по всем регионам страны, а там нужно назначить ответственных, которые бы с помощью специальных упражнений выявляли наиболее способных. Известно, что тех же Кондратьева, Гуриновича тренеры увидели на школьных соревнованиях, позже они попали в ведущий клуб страны и сборную СССР.

В будущем подобные проекты и тот, что реализовала федерация лёгкой атлетики, должны приобрести системность и перманентность. На основании комплекса тестов, предложенных тренерами, учёными, следует постоянно наблюдать и изучать уровень подготовленности детей во всех школах страны. Их исполнители — это прежде всего учителя физкультуры, достаточно образованные люди, которые на основании шести — восьми тестов способны провести отбор. А его результаты переслать в центр — республиканские федерации, где опытные методисты смогут их проанализировать и для наиболее одарённых провести соревнования — районные, областные.

— Немалое значение для будущего атлета приобретает научное сопровождение. Ведь полагаться только на интуицию тренера не всегда уместно.

— Подобные научные исследования ранее проводились более масштабно, и прежде всего в лёгкой атлетике. Теперь же они сузились, поскольку молодёжь не очень охотно идёт в эту сферу. Замечу, что королева спорта — не только медалеёмкий вид, но и наукоёмкий, в котором достижения, рост, прогресс зависят от внедрения новейших технологий и результатов исследований.

— Вернёмся к спортивной селекции. Как в подобных случаях поступают коллеги из зарубежных стран?

— В наиболее известной мне Польше национальная федерация лёгкой атлетики проводила в 2014 году отбор детей по проекту ИААФ. Во многих городах страны назначены координаторы. Скажем, в Гожуве, городе с населением 150 тысяч человек, с четырьмя тренерами заключены договоры на проведение тестирования и отбора детей. В школах этого города выявлены 2000 детей 8 — 15 лет, для них созданы спецклассы и секции в спортшколах. В крупных городах тренеров, занятых в селекционной программе, большее количество. Аналогичные проекты действуют также в Германии, Чехии, Словакии и других странах.

— Как, по-вашему, наша система соревнований, которые тоже помогают полюбить спорт, не требует изменений?

— За последние 50 лет в Беларуси не проводились крупные легкоатлетические состязания. Нам необходим международный турнир наподобие таких, как Кубки Риги, мемориалы братьев Знаменских, Кусочинского, Рошицкого, которые проходят десятки лет. На всех стартах я выступал в качестве судьи и видел, как они организовываются, какой эффект приносят в популяризации и вовлечении детей и молодёжи в лёгкую атлетику. В 1965 году минский стадион «Динамо» принимал мемориал братьев Знаменских, и после этого образовался вакуум.

— А наши соревнования на призы олимпийских чемпионов, памяти Ромуальда Клима, прыгуна с шестом Владимира Булатова не в счёт?

— В своё время турниры шестовиков организаторы довели до уровня международных, они проводились отдельно, не так, как ныне, в рамках чемпионата страны, и я выступал в роли главного судьи. Мы расширили его формат и включили в программу спринтерский и барьерный бег, прыжки в высоту, длину и тройной. В разные годы его победителями выходили Сергей Бубка, Родион Гатауллин и другие известные прыгуны с шестом, а также чемпионы мира «высотники» Тамара Быкова, Геннадий Авдеенко, рекордсменка мира Стефка Костадинова, Александр Котович, имевший за плечами 2,36, наш маститый прыгун в длину Геннадий Валюкевич. Нам нужны значимые зимний и летний турниры, которые бы имели международный вес и для начала европейскую значимость. Это может быть тот же мемориал Владимира Булатова зимой с включением беговых и прыжковых дисциплин, толкания ядра, а второй — летний, ежегодный, классический с большой легкоатлетической программой. Чтобы его значимость росла, признание увеличивалось, надо искать спонсоров. Тогда белорусские турниры приобретут популярность и со временем войдут в календарь европейской, а затем и международной федерации.

Михаил ДУБИЦКИЙ

 

Источник: sportpanorama.by

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ