Новости
Андрей Кравченко: «Моя самая большая ошибка в том, что я не прислушивался к старшим»
29 Января 2017
1755


Прежде чем взять интервью у Андрея, хотелось бы сказать, что мы понимаем, в каком состоянии находится легкоатлет. Вторая подряд Олимпиада прошла мимо Кравченко, а это – его самая заветная мечта, как и мечта любого спортсмена, тем более, имея серебряную медаль Пекина, из-за травмы Андрей был лишен возможности побороться за золото самого масштабного спортивного форума четырехлетия… И то, что в таком состоянии, после очередной операции, легкоатлет согласился открыто побеседовать с нами – о многом говорит. Это подчеркивает его преданность делу, то, что он не уходит от проблем, принимает любой вызов. Интервью получилось разнообразным и интересным. Мы уверены, что, прочитав его, поклонники легкой атлетики найдут ответы на интересующие их вопросы и откроют Андрея с другой стороны.

-Андрей, самый главный вопрос, который сейчас всех волнует – как твоё здоровье, самочувствие?

-На самом деле сейчас все как-то оптимистично настроилось. После операции все хорошо. Осталось еще один раз съездить – 30-ого числа, чтобы подтвердилось на снимке, что процесс заживления идет хорошо. Но даже по собственным ощущениям я чувствую, что совсем другое дело. Уже снял гипс, стопу вращаю. Потихоньку буду начинать втягиваться.

-Как настроение?

-Настроение, если честно, очень хорошее. Главное, не спеша все делать – я очень соскучился по своей работе и уже хотелось бы включиться в нее.

-После того, как появится уверенность, что все зажило и ты начнешь набирать форму и готовиться, какой бы самый главный старт ты определил?

-Конечно, Олимпийские игры в Токио. Но еще хотелось бы зацепить чемпионат мира.

-Конечно. У тебя есть мотивация побороться за высокое место на планетарном первенстве. Ты уже являешься обладателем медали Олимпийских игр, ты чемпион Европы и неоднократный призер и победитель самых крупных международных соревнований, хотя никто не отменяет улучшение собственного результата. Но на летнем чемпионате мира у тебя нет медали. Это тоже какая-то недосказанность, да?

-Да. Есть неудовлетворенность…

-Скажи, пожалуйста, коль мы уж затронули тему Олимпийских игр, где ты сказал, что, действительно, как у любого другого спортсмена – это самый главный старт, к чему все стремятся. Как ты оцениваешь мужское многоборье на Олимпийских играх в Рио?

-Очень хороший уровень был, но в принципе, как и всегда, то есть 8600 – это стабильно медаль. Итон выиграл, француз очень сильно добавил, который мне проигрывал, – на чемпионате Европы он мне проиграл, а сейчас добавил 300 очков к своему результату. Это, безусловно, было что-то невероятное. Канадец набрал свое. Мы так и думали.

-То есть для тебя в итоговой таблице откровенных сюрпризов не было?

-Да. Тройка была вполне ожидаема.

-Скажи, что тебя удивило, может быть, какой-то отдельный вид? Тебя тяжело удивить – ты уже не один пуд соли съел в этом виде легкой атлетики. Что тебя откровенно поразило в десятиборье?

-Если честно, меня француз сильно удивил – он достаточно молодой парень, и он не сломался.

-То есть тебя удивил прогресс этого человека?

-Да. Он, повторюсь, не сломался.

-А были какие-то предпосылки к тому, что он сломается? Почему ты так говоришь?

-Думал, что его задавят – канадец и немцы. Но получилось наоборот.

-Ты наблюдал за ними, где у тебя возникло такое ощущение, что его могут задавить?

-Думал, что у него может что-то не получится, и он просто сдастся. А у него все шло как по маслу – личные результаты, он шел вперед-вперед-вперед.

-Значит ли это, если подводить итог Олимпиады, что ты бы не Итона выделил, а француза?

-Да. Откровенно говоря, если сравнивать француза и Итона, то Эштон выступил неудачно по сравнению с французом. Мы уже привыкли ожидать от Итона чего-то такого невероятного, но он выступил хуже своих возможностей.

-Ты как профессионал дал эту оценку. А может быть причиной, что он сам понимает это, как ты это понял, и на такой волне – 1-го места, это могло стать причиной его завершения карьеры?

-Я думаю, все-таки нет. Есть какая-то другая причина, возможно, они с женой решили завести ребенка. Это один из вариантов.

-Но в таком случае можно сказать о паузе, о перерыве…

-Да. Но он сказал о завершении. И это уже непонятно. Даже если послушать, что сказал Шербле – его мнение – Итон рановато закончил.

-Хорошо. Но могу я высказать предположение, и хочу узнать, согласишься ты с этим или нет? Сначала будет небольшое предисловие: история показывает, что далеко не каждый может красиво закончить. Многие атлеты, у которых звездный час или которые, действительно, были непобедимы, остаются навеки такими же, уйдя вовремя, непревзойденными. Есть масса случаев, когда ты откладываешь в силу определенных причин – жадность до этой атмосферы, не расстаться с этим спортом. Ты уходишь, проигрываешь, потом хочешь взять реванш, но годы… Опять проигрываешь. И твоя слава угасает. Да, ты остаешься великим, тебя помнят, но осадочек остается… Далеко не каждый имеет характер – вот так вот уйти на пике формы, когда контракты самые максимальные, потому что ты Олимпийский чемпион, к тебе приковано внимание. Но понимая, как ты ощутил изнутри, сказав, что он не выжал, а не выжал, потому что есть определенные причины, о которых легкоатлет знает – нащупал предел, например. На твой взгляд, может быть такая версия?

-Сложно сказать, потому что у него сумасшедший запас.

-Кто-то как-то сказал, что Андрею Кравченко не повезло, потому что такие, как Итон, – один на миллиард рождаются. В одно время – сразу два талантливых человека сошлись. Условно, если бы не было Итона, то Кравченко в одни ворота мог бы выигрывать… Ты в подтверждение говоришь о том, что он талантливый – в чем видишь его нереализованный потенциал?

-Я бы об этом не говорил, если бы не знал, насколько у него сильная психология. Его тяжело сломать. Он знает, что силен.

-В каком конкретно виде многоборья он мог бы добавить? И за счет чего?

-Он не реализовался практически во всем. В метаниях, где у него самые лучшие показатели, он вообще слабо выступал. В основном в метании диска и толкании ядра, наверное. Там у него, я думаю, очков 150 – минимум.

-Если бы звезды так сложились, при всем его таланте, сколько очков, по твоему мнению, такой человек-многоборец может набрать?

-9300-9350.

-Это космос. А сколько при всем твоем таланте, резерве, если бы все сложилось, как ты хотел, ты бы мог набрать?

-9250.

-Это, конечно, только профессионалы оценят. А ты, как человек серьезный, ответственный, никогда не будешь разбрасываться такими фразами. Скажи, пожалуйста, сейчас у тебя идет период реабилитации после тяжелых поездок – морально всегда нелегко. Будем надеяться, самое плохое – позади. Ты сказал, что настроение у тебя боевое. И мы слышим новость, что ты вернулся к тренеру, который дал тебе путевку в жизнь. Как ты оцениваешь сейчас настроение между вами, насколько ты веришь в то, что вы вместе способны вернуть былую славу?

-Иван Петрович для меня – как второй отец. Он меня с самого детства воспитывал. Да, было у нас и недопонимание. Что мне больше всего нравится в Иване Петровиче – он никогда не давит. Он хороший психолог. Он знает, видит, когда плохо, и никогда ничего такого не будет говорить, поддержит всегда. Это, конечно, очень огромный плюс.

-Мы понимаем, что быть тонким психологом – важно. Но как профессионал, понятно, есть медаль – и это красноречивее слов, тот же Игорь Леонидович Сиводедов – его ученик, но вот кроме этого психологического момента, какие качества тренера ты бы отметил? Например, некоторые углубляются в науку, кто-то больше обладает чутьем, техникой. Какие сильные стороны Ивана Петровича?

-Иван Петрович всегда славился своим чутьем. У него чуйка от Бога. Он чувствует объемы – золотой баланс. Был момент, когда я был еще совсем юн и многого не понимал, но сейчас у меня достаточно опыта, Иван Петрович рядом, и я думаю, у нас все будет нормально.

-Без веры о победе не приходится говорить. Какие виды, на твой взгляд, твой тренер может более мощно сопроводить?

-Высота, шест. При Иване Петровиче я прыгнул шест 5,30м и высоту – 2,15м.

-Андрей, скажи, когда ты понял, что из-за травмы не сможешь поехать на Олимпийские игры, был ли момент отчаяния – может, возникло желание повесить шиповки?

-Момент отчаяния, конечно, присутствовал, за 2 года уже 5-ая операция была. Но такого, чтобы хоть одна мысль закралась о том, чтобы завязать – такого не было! И у меня есть мотивация. Я хочу выйти на высокий уровень и показать будущему поколению, что раньше нельзя уходить, надо пробовать до последнего. Не хочу ничего говорить про наших врачей, но, когда я приходил и мне говорили искать себе работу, я считаю, это неправильный подход, потому что нельзя убивать мечту.

-Да. Можно поддаться этой мысли, а можно сказать – это твое мнение, а я думаю по-другому.

-Да. Я молча разворачивался и уходил, и знал, что все будет по-другому.

-В этом твоя сила. Скажи, пожалуйста, прошло много времени, ты набрался опыта, поменялись ли твои приоритеты – те виды многоборья, которые раньше были для тебя любимыми, остались таковыми или, допустим, я знаю, копье неплохо пошло. Что скажешь по этому поводу?

-Раньше я был бегун-прыгун, а сейчас ситуация немного изменилась. Теперь я прыгун-метатель. Приоритеты поменялись.

-Какие твои виды-любимчики в десятиборье на сегодняшний день?

-Я все виды люблю. Больше эстетического удовольствия – шест, высота. Барьеры очень люблю. Копье – не обсуждается – самый любимый вид. Тут нащупывается запас. В беговых видах для меня главное, чтобы не было травм (например, если взять Европу – я 2 месяца не бегал из-за травмы бедра, то есть там очков 200 запас, и в итоге и то 8600 набрал). Чуть ранее мы говорили, сколько я бы мог в идеале набрать, если собрать все мои личники – 9200. Был один еще более сумасшедший американец – Дэн О’Брайен… Если сложить личные результаты Итона – 9450, а у О’Брайена было почти 9600. При этом он набирал 8890 всего лишь. Не мог собрать…

-Скажи, пожалуйста, глядя на Олимпийские игры в Рио, если уйти от программы десятиборья, а посмотреть на женское семиборье, что тебя там впечатлило?

-Меня впечатлило молодое поколение. Та же Тиам. Ее победа, положа руку на сердце, стала неожиданностью. Никто не думал, что она обыграет Эннис. Если бы были какие-то ставки, на ней, наверное, можно было бы озолотиться. Я бы ее отметил и ряд других спортсменок – точно по именам сейчас не вспомню.

-Ты как профессионал оцениваешь подготовку, и наверняка можешь на секунду очутиться внутри психологии спортсмена, внутреннего осознания, и ощутить, на что готов, – как думаешь, могла Тиам на себя поставить?

-Я думаю, 1000% она на себя не поставила бы, даже с учетом того, что у нее все получалось на тренировках. Я даже думаю, что после того как она выиграла, она только через неделю поняла, что сделала.

-За счет чего она выиграла?

-Я считаю, это удача, удача, удача.

-Но удача любит сильных…Какие технические стороны ты бы у нее отметил?

-Высота. Очень сильно она прошла эти виды. Прыжок в высоту – 1,97м. Англичанка-многоборка – Катарина Джонсон-Томпсон – вообще прыгнула 1,98м… (К слову, Олимпийская чемпионка Рио в прыжке в высоту Рут Бейтия завоевала золото с результатом 1,97м).

-Тебе было интересно смотреть женское многоборье?

-Да. Из всех видов легкоатлетической программы Рио за многоборьем очень интересно было наблюдать.

-Ты отметил молодежь в женском многоборье, что скажешь о развитии этого вида у нас? К сожалению, мы не были представлены в Рио… Недавно в Гомеле ты видел молодое поколение.

-Я считаю, у нас не хватает ребят. Они есть. Даже вот в Гродно – Жук, Андралойть. Но этого мало. Это 2 человека, а надо, чтобы было хотя бы 15.

-Когда ты рос, было 15?

-Да. Они не такого уровня были, но они были.

-Что скажешь по поводу женского многоборья?

-С женским посложнее, конечно. Раньше выступала Таня Жевнова, которая за 6000 набирала…

-На кого бы ты сегодня порекомендовал обратить внимание? Кто нас сможет в ближайшее время порадовать?

-Из тех, кто сейчас показывает результаты, – Аня Городская, особенно, если будет цепкой до результата. Если будет относиться к результату, как к работе, если она поймет, что это ее цель, вся жизнь ее – семиборье, тогда она покажет результат. 6000 Аня может набрать. А так я больше никого не могу выделить.

-А за кем нам последить из легкоатлеток постарше?

-Хочу надеяться, что у Яны (Максимовой) все получится. Она очень талантливая девушка.

-Ты в разговоре отметил, что Яна не сказала последнего слова. Если можешь, поделись мнением о ее перспективе. В чем ее потенциал?

-Я бы сказал, что ей просто надо почувствовать. Знаете, в некоторых игровых видах была такая тактика, когда команда брала более слабого соперника, громила их и набиралась уверенности в себе. Я думаю, Яне необходимо что-то в таком плане – надо повыступать на более слабых соревнованиях, набраться этой уверенности, силы, чтобы она почувствовала, что она может, и она сильно может выстрелить.

-Ты сейчас сказал парадоксальные вещи – с одной стороны, молодежь, где нужно иметь 15 соперников для более сильной конкуренции, а тут совет, наоборот, послабее. Видишь, как может ситуация по-разному?.. Все индивидуально, так?

-Да. Мы же не команда. Мы – каждый сам за себя выступает. Мы становимся и все! Если я на старте – передо мной только моя дорожка.

-Давай немного отвлечемся от десятиборья, от семиборья. Ты наблюдал Олимпийские игры. Давай поговорим сначала о нашей сборной. Кто тебя впечатлил? Кто разочаровал? Ты очень искренний парень, болеешь за каждого белоруса, ты патриот нашей страны.

-Я за всех переживал. Но из-за того, что мне больно было смотреть, я не за всем следил. Я смотрел основные виды – Ваню Тихона, Марину Арзамасову – именно финал, Алину Талай. Она не вышла в финал, упала – это, конечно, было ужасно. К сожалению, пропустил выступление Татьяны Холодович. Утром узнал, что у нее 5-е место – обидно было. Причем совсем чуть-чуть проиграла. Также обидно было за Марину – было видно – так она уже хотела, прямо умирала, все отдала! Умирала, все отдавала! И как бегут эти – и они даже не напрягаются, такое ощущение, как издевательство. Некрасиво это все смотрелось.

-Из других видов по результатам что-то запомнилось?

-3 мировых рекорда – 10000м, 400м и в метании молота. Влодарчик – это вообще какой-то космос. За 81м метать – это что-то… На 400м парень этот невероятный! Такой рекорд побить. Никто уже и не верил. Но он знал, поэтому и побил.

-Что ты скажешь про Усэйна Болта?

-Я, если честно, в него не верил. Не знаю, почему. Он меня удивил. Я даже в себе немного разочаровался, что не верил в него. Но он доказал всем, как он и говорит, что он легенда.

-А в чем заключалась твоя неуверенность?

-Возможно из-за его поведения – слишком уверенного в себе. Я думал, такие люди все-таки могут оступиться. Когда позиционируют – «я, да я самый лучший». А он взял и доказал! У меня, может, из-за этого негативчик небольшой был и неуверенность – что он хорохорится. Но потом я признал, что он великий.

-А если не он, то кто мог бы?..

-Джастин Гэтлин, конечно. Но Болт просто сломал его и все.

-Во время нашей беседы ты сказал, что тебе очень комфортно тренироваться в Гомеле. Это потому что ты дома или объективно манеж и все остальное?..

-Это дом. Мне до манежа 500м пешком. Я не волнуюсь по поводу того, что опоздаю на тренировку, что по кольцу не проеду.

-Как ты относишься к Игорю Леонидовичу Сиводедову? Как оцениваешь сложившуюся ситуацию?

-У меня всегда было хорошее отношение к Игорю Леонидовичу. Я ему безумно благодарен. Он мне много дал – характера и не только. Очень хорошее отношение к нему. Есть, конечно, небольшой осадок, что я вернулся в Гомель, но я прекрасно понимаю, что мне здесь комфортно. Я, может, долго оттягивал этот момент, долго не хотел говорить ему о своем желании переехать, вернуться в Гомель. Возможно, это моя ошибка. Мы объяснились, вроде бы поняли друг друга. Тем более, у Игоря Леонидовича такая должность – нужно много внимания уделять команде. Бесспорно, я ему благодарен. Все, что с ним связано, имеет для меня большое значение.

-Мы говорили про твое желание выступить на Олимпийских играх, на чемпионате мира. Если все успешно пойдет, с каких стартов ты бы хотел начать?

-Я уверен, что Иван Петрович раньше времени меня 100% никуда не пустит. Хотелось бы помочь ребятам на Кубке Европы по многоборью, если все нормально пойдет. Понятно, что за это время я не смогу выйти на высокий уровень… Просто выйти – легонечко это все пройти, даже при своих не лучших кондициях выступлю, может быть, на уровне наших лидеров…

-Я думаю, всем интересно, кто такой Андрей Кравченко в 2008 году и в 2016? В чем нынешний Андрей отличается от того?..

-Я много рассуждал – мне бы в 2008 году нынешний опыт и мое мышление, я очень давно бы набрал 9000 очков. Все элементарно – тогда я был пацаном, а сейчас я уже состоявшийся человек. Тогда я об этом даже не задумывался. Получается, я начал об этом думать, когда столкнулся с проблемами, травмы пошли… Было время все это осознать. Всегда же говорят – начинаешь понимать, когда попадешь в беду, а когда все идет как по маслу, не обращаешь на это внимания. И это бывает ошибкой.

-Ты склонен верить, что в жизни не бывает случайностей?

-Я на 100% в этом уверен. Это как поле – посеял поле, потом снял урожай с него. Точно также и в жизни. Надо что-то сначала дать, а потом только ты получишь. Если ты не будешь вкладывать – ничего не будет.

-То есть ты с пониманием относишься ко всем временным трудностям?

-Это как испытание для меня. Значит, я должен через это пройти. Не зря мне это все дается.

-Что бы ты пожелал нашим спортсменам, молодежи, которые мечтают взойти на Олимпийский пьедестал?

-У меня было очень много ошибок. И самая большая ошибка была в том, что я не прислушивался к старшим, считал, что я самый умный. Вот, например, Иван Петрович…– он никогда плохого не посоветует. Вот у тебя есть последняя попытка, ты хочешь ее сделать, а тренер говорит – не надо. Не делайте ее, лучше перебори себя, ничего тебе эта попытка не даст – ты лучше не выступишь, больше очков не добавишь. Есть чувство и яркие примеры, когда тренер говорит – не надо, даже я это проходил, когда вопреки слову наставника делал и получал травму. Ты полгода теряешь, думаешь, зачем я это сделал?!

-Какие человеческие качества ты ценишь в людях?

-Я люблю искренность и не люблю двуличных людей, которые в глаза говорят одно, а за глаза – другое. Самое ценное качество для меня, если брать спортсмена, это упорство. Я по себе знаю, что я просто просыпался с мыслью о тренировке и засыпал с ней же. Во сне у меня еще крутилось, что я должен сделать на тренировке.

-Какая формула успеха у победителя?

-Я всегда говорил, что спортсмен – это 70% успеха, а тренер и команда – 30%. Все зависит от тебя. Формула очень проста – надо всегда верить в себя и всегда идти именно к той цели, которую ты себе поставил. Придерживаться этой цели и не отходить от нее в сторону. Целенаправленность и трудолюбие.

-Мы желаем тебе самого скорейшего выздоровления, успехов. Спасибо за откровенный разговор. Ты всегда этим отличаешься, потому что ты открытый и искренний. Будем болеть за тебя.

-Спасибо за поддержку.

ФОТО (Андрей Кравченко - десятиборец)

1 - 100м

2 - прыжок в длину

3 - толкание ядра

4 - прыжок в высоту

5 - 400м

6 - 110м с/б

7 - метание диска

8 - прыжок с шестом

9 - метание копья

10 - бег на 1500м

Фото: getty images, yandex.by/images

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ