Новости
Дмитрий Набоков: Мои задачи всегда высокие, и я хочу их выполнять
31 Июля 2017
1494

На зимнем чемпионате Беларуси в помещении прошлого года самым ярким стало выступление Дмитрия Набокова, установившего личный рекорд и ставшего лидером сезона в прыжках в высоту в стране. Получив травму, запомнившийся всем прыгун исчез их поля зрения, оставив за собой множество вопросов. На прошедшем чемпионате Европы в Быдгоще 2017 Дмитрий снова подарил любителям легкой атлетики много позитивных эмоций и уже золото континентального первенства. Долгожданные ответы Дмитрия на наши вопросы – в интервью для портала БФЛА.

Дмитрий, после победы на чемпионате Европы в Быдгоще Вы благодарили за помощь в подготовке двух своих тренеров. Но с кем Вы сейчас работаете?

- Сейчас я тренируюсь у Владимира Леонидовича Фомичева. У Владимира Михайловича Олейника я учился в Могилевском училище олимпийского резерва. Еще в 10-ом классе он взял меня под свое крыло и, работая с ним, у меня кое-что начало получаться. Но я нахожу общий язык и с одним тренером, и со вторым. А легкой атлетикой и высотой в частности я начал заниматься еще в Белыничах у Ирины Петровны Приходько. В этом году после окончания УОРа я поступил в Могилевский университет им.А.Кулешова на факультет физкультуры очно. Но пока тренируюсь и живу в Минске. Поэтому придется искать компромисс.

С Владимиром Леонидовичем Фомичевым мы сотрудничали еще в 2015 году. Во время моей учебы в УОРе он консультировал нас с Владимиром Михайловичем в вопросах техники, высказывал свое видение моего прыжка, разных нюансов. Случилось так, что я получил травму и вынужден был находиться в Минске, обращаться к врачам, лечиться, чтобы решить проблему со здоровьем. Где-то с ноября прошлого года я живу и тренируюсь с ним на постоянной основе. С Владимиром Леонидовичем у нас хорошие отношения. Он меня понимает, и мне нравится с ним работать. Ему, я думаю, со мной тоже.

Что-то изменилось в Вашей модели исполнения прыжка в последнее время?

- В целом техника осталась та же. Но мы начали изменять определенные нюансы. Немножко другим стал разбег. Все это связано с травмой. Не получилось сделать весь тот объем, который планировали, и выйти на те результаты, которые хотели, потому что толчковая нога не позволяла делать полноценные тренировки. Восстановление затянулось. Зиму пришлось совсем пропустить. Если бы все было хорошо, возможно, зимой уже были бы какие-то результаты, а летом, они были бы еще лучше. В целом лето мы отработали неплохо.  Но не будем загадывать, посмотрим, что будет дальше. Сейчас я уже более или менее уже себя нормально чувствую, то есть мы можем двигаться вперед.

В чем заключается специфика подготовки у Владимира Леонидовича Фомичева?

- Каждый тренер видит тренировочный процесс по-своему. В целом отличаются и прыжки, и технические тренировки. Владимир Леонидович учит меня прыгать так, как он видит. В этом плане мы работаем немножко по-другому.

В интервью Вы сказали, что техника пока нестабильна. Какие факторы влияют на техничное преодоление Вами планки?

- Разбег. Работа с землей. Место отталкивания. Раньше разбег был 10 шагов без подбежки, а сейчас – подбежка и 7 шагов. В беге есть нюансы, над которыми мы продолжаем работать. Это, конечно, сложно, но мы будем стараться.

Какой стиль прыжка Вам ближе: скоростной или силовой?

- Я не могу прыгать силой, потому что не очень высокий (187см), то есть силовой стиль мне не очень подходит. Конкретно мой прыжок сейчас больше скоростной. Но пока мы не можем реализовать то, что видим на видео. Тренер смотрит запись и понимает, что запас огромный. Мы знаем ошибки, над чем нужно работать и стараемся стабилизировать прыжок. Если все сложится, то результаты будут повыше. Будем двигаться вперед.

Вы как-то упомянули, что в Быдгоще достаточно вяло себя чувствовали в психологическом отношении. За счет чего удалось победить, и в чем Вы видите свой психологический ресурс?

- Ни на одном старте я не чувствовал полную готовность, не чувствовал себя замечательно. Я могу на разминке чувствовать себя отлично, прийти в сектор и почувствовать себя вяло, когда ноги подкашиваются… В этом году я немножко научился с этой ситуацией бороться. Приходится заводить себя. То есть в плохом психологическом состоянии научился прыгать более или менее нормально.

Это так на Вас влияет волнение?

- Возможно. Возможно погода. Возможно задержки перед началом соревнований, что, скорее всего, так и есть. Возможно, именно с этим я не до конца могу справляться. Потом я не люблю прыгать вечером, но всегда приходиться прыгать именно вечером. Но я всегда стараюсь настраиваться на вечернее выступление и у меня уже получается. Но когда в кол-рум держат 40 минут... А везде так постоянно и  выходит. На кубке Беларуси нас не задержали – я и выступил нормально. А на остальных стартах были большие задержки. В Израиле пришлось чуть ли не 2 разминки делать. И соревновались мы очень-очень долго. Но к этому надо привыкать, нужно уметь с этим совладать. Мы будем учиться. В Израиле я настроился, прыгнул 2.25 м и выиграл соревнования. Мог прыгнуть выше, но чуть-чуть не хватило. Всегда важна хорошая организация на соревнованиях. Организаторы в Израиле не разделили спортсменов на категории. Мы заказали начальные высоты: я – 2.08 м. После того, как я прыгнул разминку, 2 часа просто сидел и ждал следующего прыжка, потому что некоторые атлеты начинали с 1.84 м. Это было долго. В конце у меня началась серьезная борьба с Витей Лонским из Украины. Я не взял 2.23 м, а потом перенес планку на 2.25 м и взял эту высоту, поэтому и выиграл.

Что помогает Вам всегда двигаться вперед?

- Любой нормальный спортсмен едет на соревнования побеждать. И я тоже еду всегда побеждать. Есть задачи-минимум, а есть высокие задачи. Мои задачи всегда высокие, и я хочу их выполнять. Конечно, это не всегда получается. В 2016 лето вообще получилось очень не очень…

В связи с чем?

- В человеческом плане не мог себя заставлять. Сбросил много веса. Когда приходил на тренировку, не было никаких сил прыгать. И на соревнованиях происходило то же самое.

И все-таки интересно, что произошло на Олимпиаде. Когда Вы вернулись из Рио, отказались комментировать выступление.

- А что произошло на чемпионате Европе, Вас не интересует, когда я прыгнул 2.09 м? На Олимпиаде – 2.17 м – это еще нормально. Все понимали, как я прыгаю в летнем сезоне, но не взять меня было нельзя, потому что я выполнил норматив, и прыжки были потенциально очень высокие – 2.23 м с большим запасом. В сезоне было два нормальных старта, где я взял 2.24 м. Это не хорошие, а нормальные старты. В прошлом году вообще ничего не получалось. Когда на Олимпиаде узнал, что начальная высота 2.17 м, стало плохо. Норматив мастера спорта – 2.15 м, а я начинаю 2.10 м максимум, а иногда 2.05 м. На Олимпиаде я думал о том, как бы взять начальную высоту. Начальную высоту взял. После Олимпиады не скажу, чтобы я впал в депрессию, но после чемпионата Европы – да. Но еще больше расстроился в 2015 году, когда приехал лидером сезона на юниорскую Европу и стал 10-ым. За любой старт я очень переживаю, потому что еду туда показывать, прежде всего, хотя бы свой результат, а по возможности добавлять. Я планирую прыгать хорошо. А не всегда получается.

В чем причина?

- До сих пор не понимаю. Возможно в психологическом плане. Я стараюсь бороться даже в плохом психологическом состоянии. А в том году даже на тренировках не получалось прыгать: из 10 тренировок получилась одна. Сейчас я прыгаю на тренировках нормально. Я понимаю, что высоту, которую беру на тренировках, возьму и на соревнованиях. Меньше - вряд ли.

Как справлялись с травмой, как переживали это время?

- Очень плохо. Все произошло очень не вовремя. Из-за этого пропустить пришлось зиму. Владимир Леонидович возил меня по докторам. Мы объехали 4 или 5 специалистов. Врач нацкоманды Аркадий Павлович говорил очень дельные вещи. Дискомфорт еще есть. Но, я думаю, что мы справимся.

Ф.Ницше как-то сказал: «Что нас не убивает, делает нас сильнее». Что Вас разрушает, а что делает сильным?

- У меня особая мотивация к спорту. Я решил для себя, что мне надо, и что я хочу. Я этим себя мотивирую. Я понимаю, что хочу прыгнуть столько и столько, хочу выиграть то и то …  Поэтому я стараюсь тренироваться и делать все, что могу.

Какие старты Вы хотели бы выиграть?

- Что я только не хочу выиграть! Как сложится. Конечно, не хочется настраивать себя только на прохождение квалификации. Хочется всегда хотя бы попасть в призы. Это как минимум. Конечно, это пока тяжело сделать. Потому что уровень прыгунов очень высокий. Вы видите, как круто прыгнул у нас Макс Недосеков - 2.33 м. Молодец! Не скажу, что неожиданно. Неожиданно прыгнули парни, которые заняли 2-е и 3-е места. В Минске Макс брал 2.30, просто этих результатов нет в официальных протоколах. Он меня на чемпионате обыграл. Видно было, что Макс может прыгать высоко. Я знаю, что он парень способный. У нас будет очень серьезная конкуренция.

Владимир Леонидович Фомичев дружен с Евгением Петровичем Загорулько и давно хотел провести с ним совместный сбор в Сочи.

- Мы были на сборе в Сочи, но не встретились с Евгением Петровичем. Как раз мы попали в пересменку. Он со своими спортсменами уехал за день до нашего приезда. А нас не получалось отправить чуть раньше. Мне очень интересно послушать, что Евгений Петрович скажет о моих прыжках. Я знаю, что Владимир Леонидович советуется с ним, они обсуждают мои прыжки и нашу работу. Но мы обязательно познакомимся с Евгением Петровичем. Я очень хочу. Ведь это человек, который подготовил несколько олимпийских чемпионов!

Дмитрий, последняя попытка – это для Вас дополнительный шанс или окончание соревнований?

- В связи с тем, как прыгаю в этом году, все думают, что я тяну до последней попытки, чтобы только в конце прыгнуть нормально. Нет. Просто так получается. Я не специально тяну до 3-ей. Просто стараюсь сконцентрироваться больше и собираться конкретно на 3-ей попытке, потому что понимаю: если не прыгну, то еду домой. Но хочется всегда быть повыше, в том числе и в медальном зачете.

На соревнованиях интересно наблюдать за Вашим контактом с болельщиками. Зимний чемпионат Республики прошлого года Вы превратили в шоу – во время Вашего выступления Могилевский манеж неистовствовал. Скажите, во время прыжка Вы абстрагируетесь, «уходите в себя» или чувствуете себя частью собравшихся людей, общей энергетики? 

- Это как пойдет... На зимнем чемпионате прошлого года так пошло. Так получилось, потому что я установил личный рекорд. Я могу прыгнуть сам, абстрагироваться, ничего не видеть и ничего не слышать. А могу попросить болельщиков поддержать меня. Когда как. Иногда случается, что люди аплодируют, и это помогает, а иногда трибуны не очень и хотят поддерживать…

В какой стране Вас принимали болельщики особенно тепло?

- В Америке, в Юджине, на юниорском чемпионате мира в 2014 году. Это было очень круто. Люди в США очень приветливые. Невозможно описать атмосферу чемпионата. Я тогда стал вторым, прыгнул 2.24 м. Проиграл по попыткам чемпиону и по попыткам выиграл у бронзового призера. Когда после соревнований шел забрать вещи, какой-то мужчина, увидев меня, вышел из машины и крикнул мне: «Nice jump today!!!» Я поблагодарил его и когда подошел к команде, чтобы услышать мнение о своих прыжках, болельщики начали протягивать ко мне руки и кричать: «Good jump! Good jump!» Было очень прикольно.

Какую роль играет баскетбол в Вашей жизни?

- Раньше я занимался баскетболом около 3-х лет. Даже за школу играл. Поэтому лучший отдых для меня – это игра в баскетбол. У меня больше кумиров именно оттуда. Из команд я поддерживаю Кливленд. Мне нравится Леброн Джеймс. Смотрю на него и думаю: «Человек! Король!» У него даже прозвище King. Он очень брутальный, очень разносторонний, в каждом аспекте очень крут. Если этот игрок придет в любую команду, она сразу станет конкурентоспособной.  Коби Брайант – тоже очень силен. Майкл Джордан – самый великий баскетболист!

Когда-то я уходил в баскетбол из легкой атлетики. Потом меня снова позвали в атлетику, и я начал делать и то, и то. Когда стал 3-им на Республике в высоте, меня забрал к себе Владимир Михайлович Олейник. Хотя можно было и в баскетболе чего-то добиться... Классе в 5-ом была возможность заняться и футболом, но я отказался. Я любил играть, но понимал, что футбол – это не мое. Я люблю смотреть футбол, читать о нем новости. В футбол я играю на компьютере. С 2008 моя любимая команда – «Челси». Но баскетбол мне все равно ближе. Мне нравится эта игра. Ничто не мешает мне тренироваться и играть в свободное время.

Как Вы относитесь к проведению соревнований в торговых центрах, например, Рождественским стартам, которые проходят у нас уже два года?

- В первый год проведения я выиграл эти соревнования. Отлично, что у нас появляются такие старты. Это очень интересно, очень атмосферно. В Европе давно проходят такие соревнования в торговых центрах. В этом году были хорошие призовые. Есть смысл прыгать. Даже если ты не очень прыгаешь, а только распрыгиваешься, имеет смысл участвовать. Это хорошая мотивация и хороший опыт. Такие старты направляют спортсменов в нужное русло. За рубежом в магазинах проходят соревнования также по прыжкам в длину. Еще прыгают с шестом. На определенном этапе бриллиантовой лиги атлеты в центре города толкают ядро. Хорошо, что и мы работаем в этом направлении. Говорят, что на Рождественские старты хотят пригласить зарубежных атлетов. Будет очень здорово, если приедут сильные ребята из Украины, России… Будет конкуренция!

После победы на соревнованиях во флеш-интервью Вы передали привет Бубочке и Семену. За что Вы цените этих людей?

- Бубочка – это моя девушка Саша Никитина. Тренируется у Валерия Ивановича Бунина, прыгает тройным.  Странное имя Семен – кличка моего друга Леши Цапика. Он меня так называет, и я его тоже. Мы просто из Белыничей оба…  Понимаете? Это нас объединяет;) Эти люди для меня очень важны. Они меня всегда искренне поддерживают и поздравляют, всегда очень рады за меня. Особенно Саша. И Леша тоже. Я знаю.  Владимир Михайлович Олейник, когда видел, что я с 3-их попыток высоты брал на чемпионате Европы, наверное, очень переживал. Если Владимир Леонидович переживал в секторе, то Владимир Михайлович и его жена Валентина Васильевна смотрели чемпионат по телевизору, а прыжки показывали очень мало и по интернету обновления происходят не сразу. Это чистые, откровенные люди, которые всегда за меня очень рады.

Фото: http://www.bydgoszcz2017.pl

Вячеслав Патыш, БФЛА

Александра Крупская, БФЛА

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ