Новости
Игорь Сиводедов об итогах командного чемпионата Европы
29 Июня 2017
1351

Выступление сборной Беларуси на командном чемпионате Европы стало самым резонансным легкоатлетическим событием последних дней. Вопросов турнир оставил немало. Ответы на самые злободневные и актуальные из них наш блог попытался найти, пригласив к себе на трибуны главного тренера – Игоря Сиводедова.

- Давайте начнем с главного вопроса: то, что сборная Беларуси вылетела из Высшей лиги, - это катастрофа или нет? И как вообще следует относиться к произошедшему?

- Сразу поправлю: не вылетела, а покинула Высшую лигу в упорной борьбе, совсем немного уступив греческим спортсменам. Хотя, естественно, что мы планировали остаться в Высшей лиге, и для этого были все основания. Но, как часто бывает на соревнованиях, где-то кто-то не доработал, кто-то показал лучшие результаты… Случившееся, конечно, неприятно, но и точно не катастрофа. Начнем с того, что не все сильнейшие спортсмены, способные принести нам много очков, по объективным причинам смогли поехать в Лилль. Очевидно, что вклад Светланы Куделич, Александра Линника, Анастасии Мирончик-Ивановой (или Ольги Сударевой) или Екатерины Беланович был бы весьма существенен и полезен для сохранения прописки в Высшей лиге, но у этих спортсменов были объективные причины не выступать на командном чемпионате Европы.

- По-моему и тот состав, который отправился во Францию, был способен и даже должен был решить задачу сохранения места в элите…

- Безусловно, во всяком случае, больше очков, чем греки, мы должны были набирать. Могу сейчас представить небольшой анализ, который это подтвердит…

- Прежде, чем будем приводить анализ, скажите: будь такая возможность, не хотели бы сформировать состав сборной по-другому?

- Нет, хотя сегодня много говорят об этом. Например, высказывают мнение, что вместо Павла Селиверстова можно было бы везти Дмитрия Набокова, сделать замены в прыжках в длину… Но у нас при формировании состава было два критерия: помимо, собственно отбора по спортивному результату на Кубке страны, учитывали и стабильность выступлений на международных стартах. Поэтому, когда стоял выбор между Селиверстовым и Набоковым, мы, зная как Павел может мобилизироваться на топовых соревнованиях, отдали предпочтение ему. К тому же незадолго до чемпионата Европы Селиверстов был третьим на этапе Бриллиантовой лиги в Осло, где выступали практически все лидеры мировых прыжков в высоту.

- Что же не получилось в Лилле?

- Это – спорт, и сложно точно прогнозировать, как выступит тот или иной спортсмен на конкретном турнире. Нет никакой гарантии, что Набоков, окажись в Лилле, прыгнул бы выше. Как большего ждали и от Селиверстова. Думаю, в его случае главной проблемой стала ответственность. Одно дело завоевать медаль на зимнем чемпионате Европы, когда от тебя толком ничего не требуют, и совсем другое – давать результат, когда ты стал одним из лидеров команды и должен обеспечивать результат. Эта ответственность ощутимо придавливает, и на конкретных соревнованиях этого давления Павел не выдержал. Думаю, это будет для него хорошим опытом, который поможет на будущих стартах. А в том, что парень справится и сможет показывать лучшие результаты на соревнованиях европейского и мирового уровня, я даже не сомневаюсь.

- Не лучшим образом выглядела в Лилле и Марина Арзамасова, хотя в ее случае о недостатке опыта говорить не приходится...

- Конечно, мы рассчитывали на нее, и, зная характер этой спортсменки и учитывая соперниц, с которыми ей пришлось соперничать, планировали, что Марина попадет, как минимум, в четверку сильнейших. Но весной Арзамасова переболела воспалением легких, и еще не успела сделать всю необходимую подготовительную работу.

- Но ведь на этапе Бриллиантовой лиги в Юджине она уже бежала существенно быстрее, и те секунды гарантировали бы ей победу в Лилле.

- Да, она бежала быстрее, но в Юджине бег проходил по другому сценарию. Там бег шел на результат, здесь шла тактическая борьба. В Лилле Марина слишком рано начала финишировать. Потерпи спортсменка еще немного, начни финишный спурт метров за 250 до финиша, как она это обычно делает, и Арзамасова была бы в четверке.

Почему случилось иначе? Когда человек находится в отличной спортивной форме, чувствует уверенность в себе, он может позволить себе все, что угодно: раньше финишировать, контролировать любую ситуацию, ускоряться… Когда же ты выполняешь определенный объем работы и знаешь, что пока не готов на свой максимум, но при этом не хочешь подвести команду, то эта психологическая неуверенность может стать причиной подобных ошибок. Хотя по бегу я видел, что Марина готова на результат в пределах 2.01,80. До чемпионата мира еще есть время, и, думаю, тренер со спортсменкой смогут подойти к старту в оптимальной готовности. 

- К слову, вас, как главного тренера, не настораживает с одной стороны обилие травм, а с другой – большой процент спортсменов, не сумевших в нужный момент показать своих лучших результатов?

- Я бы не назвал ситуацию с травмами – обилием. В программе чемпионата Европы среди команд 40 видов, и естественно, что в любой сборной есть вероятность, что кто-то из лидеров может получить травму.

- Но вот у нас в лазарете оказался почти весь спринт, Светлана Куделич, Вероника Шуткова…

- Из спринтеров травма помешала выступить разве что Александру Линику. У Екатерины Беланович другие объективные причины. Что же касается спортсменов, не показавших свой лучший результат, то отмечу, тревожат низкие результаты в метании диска у женщин (Светлана Серова), прыжках в длину у мужчин (Константин Боричевский), бег на 1500 и 3000 метров (Артем Логиш)... Но в тоже время, надо учитывать, что в команде  более 30 процентов – это молодежь 1995 года и моложе. Этим ребятам еще очень сложно бороться на таком уровне. Возьмем тот же спринт. Денис Кононов и Станислав Дорогокупец  - это вчерашние юниоры. Если у спортсмена личный рекорд 10,60, то неправильно ставить перед ним задачу любой ценой заработать для команды 4 очка. То же самое относится и к Владиславу Чемармазовичу в прыжке с шестом. Ребята молодые, и с учетом погодных условий они показали практически свой максимум.

- На Кубке Беларуси Чемармазович прыгнул на 5,30, в Лилле – едва преодолел 5,15, при том, что с результатом 5,30 голландец Менно Влоон стал шестым…

- Понятно, что Влад мог прыгнуть выше, а кто-то мог толкнуть дальше или пробежать быстрее. Но в тот момент, когда прыгал Чемармазович, ветер менял свое направление. Крутил: то дул в лицо, то в спину. С этой ситуацией справились даже не все опытные спортсмены. Поляк Петр Лисек, у которого есть результаты в районе шести метров, прыгнул лишь на 5,45. Чех Ян Кудличка – 5,55. Даже Рено Лавиллени взлетел лишь на 5,80 и больше ничего сделать не сумел. Да, было бы хорошо, если бы Чемармазович взял 5,30. Еще лучше, если бы он сделал это с первой попытки. Но в любом случае это выступление для молодого спортсмена будет очень важным и ценным опытом. Тем более, что, кроме него, у нас в этом виде никого ведь и нету, и наша задача – создавать для Владислава все условия для роста. Потенциально этот спортсмен может прыгать, как минимум, на 5,50 – 5,60.

- В таком случае, можете сказать, за счет чего и кого нам не удалось сохранить место в элите?

- Статистика однозначно свидетельствует, что самое слабое звено – это спринт. Даже Греция, с учетом эстафет и барьеров, набрала 76 очков, а мы – 44. Это 32 балла отставания. Плюс прыжки, где у греков есть Екатерини Стефаниди и Параскеви Папахристу. Здесь соотношение очков также оказалось 59 против 39,5 не в нашу пользу. Эти два вида и потянули нас в итоге вниз.

- Но при этом на спринт, как я понимаю, серьезных ставок не делалось и изначально: вряд и стоило ждать, что в Лилле вдруг «выстрелит» кто-то, кроме Алины Талай…

- В спринтерских видах мы планировали набрать порядка 50 очков. Рассчитывали на эстафеты. В первую очередь на 4х400 метров у женщин, где девушки могли побороться хотя бы за девятое место. От короткого спринта также ждали по 2-3 очка в каждом из видов. Илона Усович показала свой результат (53,20), боролась до конца, но в тот день соперницы были сильнее. Алина Талай, кстати, сейчас также делает определенную специальную работу с прицелом на чемпионат мира и пока не находится на своем максимуме. Но при этом, в отличие от многих других, Алина умеет собираться и показать результат в нужный момент.

Этим, собственно, и отличается великий спортсмен от просто хорошего атлета. В какой бы форме не находилась Алина, она способна выиграть даже у тех, кто буквально на днях бежали на порядок быстрее. Искренне желаю ей показать все, на что способна, на чемпионате мира. И, кстати, эту способность практически невозможно натренировать. Способность так концентрироваться или дана свыше, или нет.

- Могу предположить, что к тем, кому дано, можно смело отнести и Кристину Тимановскую.

- Кристина показала отличные результаты. Выступила на двух дистанциях, заняла два пятых места на столь серьезном старте – все это очень качественный показатель. Я могу с уверенностью констатировать, что у нас появилась спринтерша, которая может со временем на равных соперничать с ведущими европейскими спортсменками и быть, как минимум, в восьмерке европейского рейтинга. Но очень важно не спешить и не требовать от спортсменки максимального результата прямо сейчас.

- Полагаю, большего ждали и от видов выносливости?

- Если бы не Артем Логиш, то итоги выступления в этом виде программы можно было бы считать хорошими. Набрали в итоге 44 очка. Что же касается Логиша, то перед чемпионатом Европы спортсмен обещал взять реванш за неудачное выступление в Чебоксарах (на предыдущем командном чемпионате Европы спортсмен финишировал последним на дистанции 5,000 метров – прим.авт.). Увы, опять подвела психология. Человек просто перегорел. В беге на 1500 метров, например, Артем начал бежать непонятно как: задергался, засуетился. Было видно, что ему не комфортно, и, в конечном счете, его просто не хватило. Хотя бег при этом был тактическим, не на результат.

Итоговые 3.53,40, с которыми выиграл Мартин Левандовски, отнюдь не запредельное время, обладающий неплохим финишным рывком Логиш мог пристроиться в группе лидеров и не упустить свой шанс. На дистанции же 3,000 метров Артем, похоже, решил использовать опыт Владислава Прямова, который ранее на пяти тысячах вышел вперед с первых метров, но Логиша, к сожалению, в этой ситуации хватило на два круга. И здесь причиной неудачи также стала исключительно неуверенность в собственных силах. По сути ведь Артем – неплохой спортсмен, способный показывать весьма серьезные результаты.

- Прямов, кстати, хороший обратный пример…

- Владислав – человек, который ничего не боится, боец. Он понимал, что при медленном беге у него мало шансов на хорошее место. Вышел на старт и возглавил забег.  По ходу дистанции он, кстати, предлагал соперникам: обойдите меня, поведите забег, но никто этого не сделал. Тем не менее, Влад показал восьмой результат и доказал, что личные рекорды  можно показывать даже при тактическом беге.

- К числу тех, кто приятно удивил, можно смело отнести Яна Слому и Нину Савину, к которым не может быть никаких претензий.

- Сюда же добавлю Татьяну Стефаненко и Дашу Борисевич, которые сделали то, что от них ждали, и даже больше. А Ян Слома по сравнению с чемпионатом Европы в Чебоксарах, где, переписав личный рекорд, он финишировал последним, очень заметно прибавил. Очень грамотно построил свой бег, не уступил дорожку, когда соперники начали толкаться, выдержал темп и до конца дотерпел финишное ускорение.

- К слову, Борисевич в число приятных сюрпризов я сознательно не включил, потому что рассматриваю ее уже в качестве полноправного лидера, который уже не удивляет, а просто радует.

- От Даши мы, действительно, ждали чего-то подобного. Да, среди ее соперниц было 2-3 спортсменки, с результатами в районе из четырех минут. Но в этой компании Даша стала четвертой, доказав, что по праву входит в элите европейского спорта.

- Понятно, что подобный вариант не рассматривался, но, с учетом общего результата, не пожалели ли, что не получилось привлечь к участию в чемпионате Европы Ольгу Мазуренок?

- Ольга решает свои задачи и готовится к марафону на чемпионате мира. Это было обговорено заранее, а совмещать в ее случае не получится. Подготовка к марафонскому бегу и к бегу по стадиону слишком отличается. Другие объемы, своя специфика... Если бы Оля выступала в Лилле, то ей бы не хватило времени, чтобы должным образом подготовиться к Лондону. Но через два года на следующем командном чемпионате Европы мы, конечно, будем стараться выставить оптимальный состав, и будем надеяться, что никакой форс-мажор нам не помешает.

- Кто больше всего порадовал в Лилле?

- Прежде всего, те спортсмены, с которыми мы связываем олимпийские надежды. После Игр в Рио мы выделили 12 спортсменов, которые смогут бороться за самые высокие места в Токио. Сюда относится и Павел Борейша, и Алена Дубицкая, и Татьяна Холодович, и Анна Малыщик, и Алина Талай, Павел Селиверстов…

- Возможно, теперь и Ирина Жук, которая в Лилле, признаться, по-хорошему удивила?

- Она также входит в группу «А» по подготовке к Олимпийским играм и ей планируется  место в восьмерке. В Лилле к личному рекорду она прибавила 9 сантиметров, причем на чемпионате Европы. Это серьезная заявка. Но чтобы бороться за медали в Токио, нужно выходить на уровень 4,80 – 4,85. Способна ли она за оставшееся время добавить к своему результату еще 20-25 сантиметров? Для этого нужно поднимать скорость разбега, сменить шесты, повысить хват... С учетом отличной гимнастической подготовки, что очень важно для прыжков с шестом, времени для этого достаточно, думаю ей это по силе.

- Полагаю, серьезного прогресса стоит ждать и от метателя копья Павла Мелешко?

- Главное, что Павел избавился от травм, но сейчас ему важно научиться владеть скоростью разбега. Пока он с ней не справляется. Мелешко от природы очень быстрый, координированный и сильный парень, но все эти качества нужно собрать вместе и научиться ими управлять. Если сумеет – от Павла запросто можно ожидать броски за 87 метров. Кстати, в самом начале подготовительного периода, осенью, я видел, как с полуразбега Мелешко спокойно метал под 77-78 метров!

Хороших слов, кстати, заслуживает и Виктор Трус. В Лилле он выступал с травмой и не мог показать свой лучший результат – 62,17. Перед чемпионатом Европы он просто не мог полноценно тренироваться. Но когда он вылечится и если сможет в будущем избежать серьезных повреждений, Виктор будет иметь хорошие перспективы на будущее. Возможно, даже не на Токио, а еще дальше. При этом в мужском диске есть еще ряд молодых спортсменов, вроде Глеба Жука, у которых заметен прогресс, и которые способны в будущем вывести метание диска на уровень, на котором в свое время выступали Василий Каптюх и Владимир Дубровщик. Со временем стабильно толкать ядро в район 21 метра способен и Алексей Ничипор. А это – даже на Олимпиаде при хорошем раскладе место в финале. Это – прогноз на ближайшие три года, до Токио. Дальше, при должной отдаче в работе, результат может быть еще лучше. В метании молота повод для радости дали и Павел Борейша, и Анна Малыщик.

- Говоря о прыжках, мы как-то упустили Виолетту Скворцову и Карину Таранду, которые выглядели в Лилле вполне достойно с учетом своего возраста…

- Понятно, что Скворцова – юниорка, и соревноваться со взрослыми ей пока тяжело. Ее главный старт – юниорский чемпионат Европы, где она должна бороться за медали, как в прыжках в длину, так и в тройном прыжке. Думаю, улететь на 6,50 и 13,90, соответственно, эта спортсменка способна. У Таранды также просматриваются хорошие перспективы, но я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно не спешить и рассказывать, что эти спортсменки уже сейчас способны на великие свершения. И спортсменки, и тренеры прекрасно знают, на что они способны, и что нужно делать, чтобы добиться максимума. Не нужно им мешать пройти весь путь к по-настоящему далеким прыжкам. Пока же этим девушкам нужно просто получать удовольствие от того, что они делают в секторе.

- Думаю, в прыжковых дисциплинах больше всего вопросов к Ирине Васьковской и Константину Боричевскому?

- К Васьковской чуть меньше, а вот к Боричевскому хватает. Да, у Кости были проблемы со здоровьем, он практически пропустил подготовительный сезон. Съездил на сбор, но по возвращении попал в больницу с простудой, и вся подготовка пошла насмарку. Вроде бы, стечение обстоятельств, но каждый профессионал в ответе за подобные «случайности» и должен следить за состоянием своего здоровья. Ведь может случиться и так, что парню просто не хватит времени, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал. Он у Боричевского огромный, но и время летит неумолимо…

- Складывается ощущение, что именно внимания к мелочам, профессионального подхода, в конечном счете, и не хватило нашим спортсменам для сохранения места в элите…

- Это – одна из важных причин. На таком уровне мелочей не бывает и, видимо, в тот день команда Греции была чуть сильнее и чуть удачливее. Сейчас, многие говорят о якобы невысоком уровне соперничества в Лилле, но и сборная Чехии, и греки были серьезно укомплектованы практически во всех видах программы, и даже Нидерланды, которые в последние годы заметно прибавили и представители которых регулярно оказываются на пьедесталах чемпионатов мира и Европы, заняли в итоге последнее место, проиграв даже нам. Да, в этот раз мы покинули Высшую лигу, но у нас подрастает сильная молодежь, есть хороший резерв, и через два года мы имеем все предпосылки, чтобы вернуть утраченные позиции.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ