Новости
ИРИНА ЖУК: ДВОЙСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ГЛАЗГО
26 Марта 2019
1824

За её выступление на чемпионате Европы в помещении, прошедшем в первых числах марта в столице Шотландии, обиднее других. И не потому, что оказалась не готова. Всё наоборот. Наша прыгунья с шестом могла покорять хорошие высоты и бороться за медали, но взяла планку на 4.65м только с третьей попытки и в финальном протоколе расположилась на шестой строчке. О том, как воспринимается тот результат спустя некоторое время, о своём месте среди элитарных прыгуний, особенностей с транспортировкой шестов и тренировках под руководством одного наставника Ирина ЖУК поведала в эксклюзивном интервью для «Спортивной Панорамы».

Подготовительные старты очень помогли

— После зимнего сезона у вас появилось время на небольшой отдых?

— Почти. Всё равно немного занимаюсь, провожу лёгкие восстановительные тренировки. Через пару дней отправляюсь на сбор, так что полностью отдыхать нельзя. В таком режиме чуть более двух недель провела. В первые дни было больше свободного времени, сейчас уже чаще в зале. Главное — удалось за это время перезагрузиться морально.

— Напряжения в этом году уже хватило?

— Дело в том, что я не была дома около месяца, когда отправилась на зимнюю серию коммерческих стартов. Они проходили каждые четыре дня. Как раз это оказалось оптимально. Была возможность восстановиться, переехать в другой город, подготовиться.

— Эти старты и помогли подойти в хорошей форме к чемпионату Европы в помещении?

— Конечно. За что прежде всего благодарю своего менеджера Януша Шидловского, который помог мне заявиться на турниры, где выступают сильнейшие прыгуньи. В течение месяца мы ездили по международным соревнованиям, и на континентальном первенстве я уже понимала, что могу с этими девушками конкурировать. У кого-то на одном старте выигрывала, у кого-то — на другом. Это давало уверенность, что соперницы ничем особенно от меня не отличаются. Как говорит мой муж Виталий Жук: «Всё начинается в день соревнований, оппонентки могут быть разобранными, а ты должна знать, что готова».

— К слову, в прошлом году вы успели попробовать свои силы в рамках «Бриллиантовой лиги».

— Но там было только одно соревнование, так что ещё полностью не ощутила всю конкуренцию. Морально настраиваюсь на ближайшее лето.

В Монако шесты не прилетели

— Вы, как и коллеги по сектору, вынуждены ездить на турниры со своими шестами. Возникают ли трудности?

— Мой менеджер специально старается подбирать перелёты с большими самолётами, в багажное отделение которых помещаются шесты. Обычно это «Боинги», хотя достоверно не знаю. Только в курсе того, что у авиакомпаний мы вынуждены брать подтверждения, что они возьмут наш «овер сайз» багаж. Без него даже не бронируем билеты. Моя задача — приехать в аэропорт и сдать шесты. Этой зимой не возникло ни одного вопроса, даже удивлена. Но, например, год назад как раз на дебютный этап «Бриллиантовой лиги» мои снаряды не прилетели. Прыгала на шестах шведки Ангелики Бенгтсонн. И почти взяла 4.75м! Может, они у неё какие-то очень заряженные оказались. (Улыбается.) Это, безусловно, меня дополнительно мотивировало. Тем более что Ангелика моей комплекции, скорость на разгоне у нас примерно такая же. Так что переговорили с ней, она без проблем одолжила снаряды. Вообще, хорошо общаюсь со всеми в секторе, что меня радует.

— С кем-то, может, и подружились?

— Больше всего общаюсь с Анжеликой Сидоровой. Думаю, не только из-за того, что она русскоязычная. Анжелика не со всеми поддерживает контакт, зачастую сама по себе. Но так получилось, что мы нашли что-то общее. Порой переписываемся и вне соревновательного сезона.

— Прыжок на 4.75 можно назвать вашим взлётом в карьере? Пусть планка чуть не устояла…

— На тот момент — да. Сейчас же лучшим для себя считаю прыжок на 4.65 на чемпионате Европы в помещении. Мне понравилось, как всё сделала в Глазго на этой высоте. Да и этапов «Бриллиантовой лиги» много, а чемпионаты мира и Европы — это главные и особенные старты.

— Тем не менее сразу после соревнований вы отмечали, что расстроились из-за итогов: покорили высоту только с третьей попытки, оказались на шестом место, а могли быть и третьей. Нынче улеглись эмоции?

— До сих пор немного двойственные ощущения. Я шикарно прошла квалификацию. Сама удивилась, насколько уверенно. При личном рекорде в 4.65 с первой попытки взяла 4.60. И в финале хорошо попрыгала. Повтори «личник» со второй попытки — была бы «бронза». Но, с другой стороны, выступила по сезонному максимуму. В общем, наверное, проще забыть это выступление и идти дальше.

— Положительно этот старт можно оценить, если вспомнить, что на первенстве континента в Берлине вы хоть и заняли седьмое место, но взяли только 4.55.

— Да, там в финал было проще пройти — допускались 12 человек. Но выступлением осталась недовольна. Прыжки были не очень. Так что, учитывая нынешние результаты, прогресс несомненно есть.

Расту вместе с тренером

— В Беларуси у вас нет конкуренции. Насколько это серьёзный недостаток?

— Это было недостатком, когда я только росла и прыгала 4.20-4.30. Сейчас думаю о конкуренции на мировом уровне. Постоянно жду хороших соревнований. Тем более в прыжках легкоатлеты чаще всего борются со своими ощущениями. Главное — с собой совладать, всё технически грамотно выполнить.

— Первым крупным международным турниром для вас были юношеские Олимпийские игры в 2010 году. Уже хорошо были знакомы со своей дисциплиной?

— На тот момент я с шестом прыгала полтора-два года. Так что понимала, с кем буду конкурировать. Основным ориентиром для меня была Ангелика Бенгтсонн. Когда большинство прыгали 3.80-3.90, она уже брала 4.40. Правда, шведка порядка десяти лет оставалась на одном уровне, только недавно взяла 4.81, ранее — около 4.60.

— Где и с кем вы сейчас тренируетесь?

— Как начала в Гродно 11 лет назад, так и продолжаю, и всё под руководством Юрия Ковальчука.

— Думали ли над тем, чтобы попробовать работать с кем-то другим?

— Ещё два года назад я считала, что Юрий Григорьевич мне отлично подходит. В 2018-м я поднялась на тот уровень, когда невольно начали возникать сомнения: способен ли наставник двигать меня дальше? Но, честно говоря, он также прогрессирует. В этом году, скажем, я благодаря его тренировкам серьёзно добавила в спринте. Так что, получается, мы растём вместе.

— Одной из наших надежд является 17-летняя Кристина Концевенко, прыгающая уже за 4.20. Как с позиции своего опыта можете оценить её потенциал?

— Пока ажиотаж вокруг Кристины создавать не стоит. Да, безусловно, девушка талантливая, быстрая. Но ей ещё нужно расти. Скажем, должно появиться понятие прыжка. Я с ней разговаривала на эту тему и почувствовала, что в этом плане она не всё понимает. Но Кристина может прыгать, потенциал очевидный.

— Ваш муж — многоборец Виталий Жук, завоевавший медаль на чемпионате Европы в Берлине. Какие плюсы в спортивной семье?

— Виталий — спокойный и рассудительный, я — вспыльчивая. Так что, когда мне нужно успокоиться, он приходит на помощь. Когда же мужу нужен стимул, я пытаюсь помочь. Так что для спорта у нас получился хороший союз. К слову, в Берлине муж показал, что нет ничего невозможного. Никто не ожидал увидеть Виталия на подиуме, а он взял и взошёл. Так что нужно верить в себя, и тогда всё под силу.

Интервью: Юрий Синицкий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ