Новости
О спорте и красоте с Натальей Духновой
29 Января 2016
1603

Придя в манеж РЦОП по легкой атлетике к Наталье Духновой, никак не ожидала увидеть ее у прыжковой ямы. Все спортсменки группы Натальи тренировались в исполнении тройного. Затем продолжилась работа над барьерным бегом и другими легкоатлетическими видами... Возможно, за всестороннее развитие спортсмена, его неустанное стремление к совершенству легкую атлетику именуют Королевой спорта? После окончания работы с атлетами Наталья делилась воспоминаниями о своей спортивной карьере, рассказывала о подготовке своей подопечной - новоиспеченной чемпионки мира в беге на 800 метров Марины Арзамасовой, а также неравнодушно размышляла об устоявшемся в массовом сознании образе женщины-тренера. Нужно отметить, что Наталья в любом из выше перечисленных качеств неизменно является Королевой! Этому несомненно учит легкая атлетика.

Наталья, как началось Ваше увлечение спортом?

- Я родилась в Средней Азии. Спортом увлекалась с детства. В юношеские годы, когда переехала в советский Ярославль, начала профессионально заниматься лыжными гонками. Была членом сборной Москвы и имела хорошие перспективы в этом виде, но оставила лыжи из-за климатического дискомфорта. А легкую атлетику я всегда любила, часто представляла себя бегущей. Начала заниматься ею достаточно поздно, в 18 лет, потому что только тогда меня заметил и пригласил к себе тренироваться Лев Александрович Лузин, который увидел во мне хорошую перспективную спортсменку и поддержал меня в моем порыве. Сначала я занималась спринтом – 100м, 200м, но интенсивные занятия, форсирование подготовки, травмы задней поверхности бедра привели меня к смене вида, бегу на 800 метров. И уже тогда я поняла, что бег на средние дистанции – это на 85% скоростной бег, и работа здесь должна основываться на скоростно-силовой подготовке. А выносливость закладывается в базовый период и потом просто поддерживается.

Попав сборную СССР, я переехала в Белоруссию и начала тренироваться в группе Владимира Николаевича Пологова, где большое внимание уделялось физической подготовке спортсменов – прыжкам, рваному бегу в гору и с горы, бегу с барьерами. Все спортсмены Владимира Николаевича также много времени проводили в тренажерном зале. У бегунов, как видите, разноплановая работа. Поэтому неудивительно, что вы увидели меня сегодня у прыжковой ямы. Через 4 года тренировок у В.Н.Пологова, в 28 лет я выиграла чемпионат Европы. Были и другие большие весомые победы, но эта – самая первая, оставила наиболее яркий след и впечатления в моем сознании.

Когда мне было за 30, я решила обзавестись семьей, родила дочку, хотя еще могла бы показывать какие-то результаты. Возможно, поэтому свой потенциал я хотела в ком-то воплотить. И этот кто-то не заставил себя долго ждать — я начала работу с Мариной Арзамасовой. Работа тренером стала основанием пересмотреть собственный спортивный опыт, взять все рациональное, отсеять лишнюю объемную изнуряющую работу.

Какие вещи Вы храните со времен Вашей спортивной карьеры?

- Форму, шиповки, в которых я выиграла чемпионат Европы... Как-то мне выдали шиповки Adidas. Они показались мне неудобными, и я отложила их в шкаф. Прошло четыре года. У меня произошла травма ахиллова сухожилия, и вся обувь, которая выдавалась, была мне некомфортна. И наудачу я вспомнила про эти шиповочки, решила попробовать в них пробежать и на радость боль была менее ощутима. И хотя это была древняя модель, и такие шиповки давно уже никто не носил, тем не менее, я очень их любила и выиграла в них чемпионат Европы. Я думаю, что спортсмен должен бегать, прежде всего, в том, в чем ему удобно. У каждого атлета должна быть своя форма, та, которая комфортна. И если выдают новую экипировку, в ней нужно потренироваться.

Считается, что коней на переправе не меняют. И смена обуви у спортсменов  перед серьезным стартом тоже считается плохой приметой. Но в противовес этому суеверию на чемпионате мира с нами произошла интересная ситуация. У Марины стала побаливать пятка, и я ей предложила примерить новую модель шиповок вопреки предрассудкам. Они оказались удобными. В них и решили выступать. В новых шиповках Марина бежала забеги, полуфинал, финал и выиграла чемпионат мира. Так что от суеверий иногда отступать можно. Самое главное, чтобы атлета окружала благоприятная атмосфера.

Современная мода отличается от времен той, когда Вы выступали?

- По цветовой гамме мне очень нравится современная форма. Из года в год она становится ярче и красивее. Экипировка должна быть эстетичной, радовать душу, но не создавать дискомфорт, не сокращать возможности движения.

Марина показала блестящий результат на чемпионате мира, но все же, как Вы оцениваете ее выступление?

- Чемпионат Европы меня впечатлил больше. Я очень критична в отношении техники и считаю, что спортсмен высокого класса должен бежать без сучка, без задоринки в техническом плане, так, чтобы с него можно было писать картину, чтобы можно было изучать модель бега и показывать ее начинающим спортсменам, как это делают многие. Это опять же к вопросу о красоте. Для меня была самая большая похвала, когда после выступления Марины на чемпионате Европы коллеги мне говорили, что по ее технике можно писать литературу и обучать студентов. На чемпионате мира я видела определенные проблемные места, хотя результат был высоким. Кстати, относительно других спортсменов Марина смотрелась красивее. Тактически она бежала лучше на чемпионате мира. Но более сильное все-таки впечатление произвел ее бег на чемпионате Европы.

Были какие-то особенности в подготовке к чемпионату мира или это была просто плановая работа?

- Планка была поднята высоко, но мы стараемся не зацикливаться на ожиданиях. То, что спортсмен – чемпион Европы, чемпион мира – это лишь дополнительные "крылья". А дальше идет рутинная работа.

Как прошла психологическая и физическая адаптация спортсменки в Пекине?

- Когда мы приехали в Пекин, я не допускала мысли ни до себя ни до Марины, что это соревнования мирового уровня. Я рассматривала этот старт просто как новый забег с новыми соперниками, в котором ее задача была либо выиграть, либо быть второй. Желательно победить, показав свой максимально высокий результат.

Как правило, я со спортсменами два раза в год оговариваю план работы. Первый раз это происходит в начале сезона, осенью. Я спрашиваю, будем ли мы готовиться к зимним стартам или пропустим их? Что мы намечаем на чемпионат Европы или мира? Прошу, если спортсмен готов и отдохнул морально, озвучить вслух свои желания. Важно, чтобы спортсмен сам принял решение и высказал свое намерение. Когда мы с Мариной оговаривали план перед чемпионатом мира, она сказала, что хочет выиграть его, и я ей ответила, что буду думать, как нам завоевать мир.

Сотрудничаете ли Вы с каким-либо врачом индивидуально или работаете с докторами нашей сборной?

- Мы работаем с врачом нашей команды – Аркадием Павловичем Кирилловым. Помогают нам также Андрей Васильевич Семеников, который раньше работал непосредственно со мной, а также Алла Владимировна Вечер. У нас очень хорошие доктора, массажисты. Я благодарна каждому из них.

Известно, что при подготовке к чемпионату мира Вы опирались на регулярный биохимический анализ крови. Что дает такой контроль на тренировке и постоянно ли Вы используете его в своей практике?

- Когда мы готовились к чемпионату мира, мне необходимо было для себя и для Марины подтверждение правильности нашей работы. Именно для этого в течение всего сезона мы осуществляли контроль крови на тренировке. По анализу крови можно посмотреть, степень восстановления организма спортсмена после предыдущих нагрузок и его готовность к дальнейшей работе. Есть определенные цифры, по которым мы делаем эти выводы.

Я начинаю тренировку с вопроса о том, как спортсмены себя чувствуют, какое у них состояние, есть ли у кого-либо проблемы со здоровьем. После мы делаем контроль крови и смотрим лактат. Если восстановление в норме – мы начинаем разминку, на которой не должно быть превышения скоростного режима, затем осуществляем контроль лактата непосредственно на тренировке. Измерив лактат, я определяю, дать ли спортсмену отдохнуть или вовсе закончить тренировку.

У Вас бывают ли у Вас со спортсменами и в частности с Мариной разногласия?

- Бывают, но они редки и обычно состоят в том, что она хочет сделать что-то быстрее, а я ее притормаживаю.

В последнее время я часто замечаю совершенно неуважительное отношение спортсменов к наставникам. Считаю, что это недопустимо. Отличительная черта Марины в том, что она покладистая, доверие между нами постоянно возрастает, и с каждым годом с ней легче работать. Достигнув больших высот, Марина остается исполнительной ученицей. Хочу сказать ей за это большое спасибо.

Наталья, время все чаще выдвигает к тренеру новые требования – он должен быть многопрофильным менеджером своих спортсменов. Как Вы относитесь к этому?

- Считаю, что спортсмену, безусловно, необходимо участие в различных соревнованиях, и тренер должен уметь грамотно выстраивать тренировочный процесс, проанализировав, сколько стартов и какого уровня необходимо сделать, чтобы выйти на пик формы к основному.

 

В этом году Вы второй раз получили награду Белорусской федерации легкой атлетики «Атлетика» как Лучший тренер года. Вы были эмоционально готовы получить премию снова?

- Все было трогательно, приятно, ожидаемо. В этом году груз ответственности увеличился, и эйфория от результата была недолгой. Победа была внешне легкая, но сложная по работе и  степени психологической ответственности.

Хочу сказать спасибо федерации, что находит средства на то, чтобы тренер был рядом со спортсменом, потому что атлету одному очень сложно справиться с предстартовым волнением. Я вижу, что Марине необходимо чувствовать мою уверенность в победе.

На церемонии вручения награды «Атлетика» Вы были в красивом золотом платье. Вы значительное внимание уделяете подбору гардероба?

- Я надеюсь, что своим образом перечеркиваю стереотипы тренера со свистком и вытянутыми «трениками», поэтому я хотела бы, чтобы все спортсмены и болельщики видели тренера стильным и красивым.

Татьяна Шелбанова, БФЛА

Фото

sb.by

tut.by

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ