Новости
ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН ГЕННАДИЙ АВДЕЕНКО ОБ ИТОГАХ ЧЕМПИОНАТА МИРА
13 Октября 2019
2062

Чемпионат мира по легкой атлетике - уже история, но мы продолжаем вспоминать самые яркие моменты и подводить итоги. О том, кто и что впечатлило в Дохе, рассказал олимпийский чемпион и чемпион мира по прыжкам в высоту Геннадий Авдеенко.

- Если говорить о результатах, чемпионат мира прошел на высоком уровне. Было очень приятно смотреть за практически всеми видами, но особенно хочу отметить женскую высоту. Давно в этом виде на чемпионатах мира мы не видели таких сильных результатов. Две спортсменки взяли 2,04, две взлетели на два метра! Думаю, в скором времени девочки начнут штурмовать и 2,10 метра.

- Думаете, реально в обозримом будущем увидеть такие результаты?

- Вполне. Если та же Мария Ласицкене не будет на протяжении сезона участвовать во всех стартах, как в нынешнем году, она уже очень скоро сможет замахнуться на такие результаты. Потенциал для этого у нее есть. А про Ярославу Могучих я вообще молчу! Молодая девочка с огромными возможностями. Сложно, конечно, прямо сейчас сказать, как сложится ее карьера, но перспектива просматривается очень серьезная.

- К слову, о большом количестве стартов: много говорилось, что такой длинный сезон для всех большое испытание, но при этом результаты в Дохе оказались очень серьезными. В чем причина?

- Дело в том, что каждый спортсмен по-своему проходил сезон и подводился к тем или иным стартам. Кто-то выбрал чемпионат мира для себя в качестве единственного основного старта и целенаправленно работал на то, чтобы показать результат именно в Катаре. В этом случае проблем с сезоном быть не должно. Я, например, Олимпиаду выиграл 25 сентября. В Сеуле Игры также поставили на максимально поздний срок, и сезон оказался растянутым. По большому счету, нет большой разницы, к чему готовиться, если четко понимаешь сроки и условия соревнований. Кстати, в Сеуле, оглядываясь назад, также практически во всех видах были показаны очень серьезные результаты. Главное, чтобы было тепло, а сроки, цель и план подготовки были заранее оговорены.

- Есть ли в таком случае надежда увидеть женские прыжки, близкие к 2,10, уже в Токио?

- Сложно сказать. Во-первых, это Олимпиада. Она изначально непредсказуемый турнир. Во-вторых, прыжки в высоту – очень тяжелый вид. Я имею в виду, что уже в квалификации здесь тратится очень много сил и нервов.  Я, когда сам прыгал, изначально на Олимпиаде в Сеуле рассчитывал замахнуться на мировой рекорд – 2,43. Но к тому моменту, когда нужно было штурмовать эти цифры, оказался выжат и буквально выхолощен эмоционально. Позади длинный сезон, Игры я уже выиграл – внутри все отпустилось, и собраться на рекордные прыжки не удалось. Совсем другое дело, если речь идет о небольших соревнованиях. Таких, как, например, те, в Саламанке, где свой рекорд установил Хавьер Сотомайор. Он тогда специально подводился под мировой рекорд, соревнования проходили без квалификации и серьезной конкуренции. В таких условиях переписывать мировой рекорд гораздо проще. Поэтому, говоря о том, что нас ждет в Токио, сегодня сложно дать точные прогнозы.

На таких турнирах спортсмены, чаще всего, выступают не на результат, а на победу. Конечно, если у нескольких участников пойдут прыжки, если силы останутся, а борьба будет продолжаться на больших высотах, могут взлететь очень высоко. Но это – не бег на 100 метров, где можно настроиться на один максимальный рывок, и даже не прыжки в длину, где уже в первой попытке, если ты готов, можно переписать мировой рекорд, – и все будут отдыхать. Высоту нужно наращивать постепенно, соревнования проводятся поэтапно, и каждый такой этап требует напряжения сил и предельной концентрации. Пропустить одну из промежуточных высот спортсмены боятся – можно не войти в ритм и потом остаться ни с чем. Есть куча нюансов.

- Вы говорили про то, как на Играх в Сеуле чувствовали себя выхолощенным. Что в этом случае скажете про выступление Максима Недосекова, которому после стольких побед в сезоне, после переписанного на матчевой встрече Европа-США личного рекорда, удалось собраться и навязать в Дохе борьбу Мутазу Баршиму и двум российским спортсменам?

- Еще зимой, во время Рождественского турнира, я сказал Максиму, что у него очень хорошая голова и перспективы. Для меня это уже давно было очевидно. У Недосекова получился очень сложный сезон, много ответственности. В Беларуси проводилось сразу несколько крупных турниров, плюс во время II Европейских игр пришлось адаптироваться к непривычному формату соревнования в прыжках в высоту. Очень тяжело выходить в сектор и сходу, без предварительных высот, прыгать 2,26. То, что Максиму это удалось, на меня, как на специалиста, произвело большое впечатление. Очень классные прыжки у него были во время матчевой встречи Европа-США. Естественно, что после такого сезона накопилась усталость – и физическая, и эмоциональная. Недосеков просто красавец, что сумел настроиться в Катаре на эти 2,33!

Более, того: на 2,37 у него также была очень хорошая, близкая, попытка. Максим – боец и может бороться в очень сложных, критических ситуациях. Уверен, на основании полученного опыта и с нынешними возможностями, в следующем сезоне от этого спортсмена можно будет ждать больших побед. Главное, чтобы не помешали травмы или какие-то обстоятельства.

- Кстати, про обстоятельства. Дмитрий Набоков в нынешнем сезоне только недавно полностью восстановился после операции – это могло сказаться на выступлении в Катаре?

- Объективно, этому спортсмену ничто не мешает летать на том же уровне, где находится сегодня Максим Недосеков. Более, того, рекорд страны пока принадлежит именно Набокову. Мне сложно оценить сложность операции и травмы, но, не исключено, что подсознательно Дима еще страхуется, и это мешает показать все, на что он способен. Возможно, он еще не успел набрать свою лучшую форму, и это сказывается на его психологической готовности. Важно помнить, что прыжки в высоту – экстремальный вид нагрузок. Один из наиболее серьезных в легкой атлетике.

Без шеста нужно перевести горизонтальную скорость в вертикальную, и это дает очень серьезные нагрузки на ноги. Любое повреждение здесь очень чревато и дает о себе знать. Если в беге или прыжках в длину можно где-то чуть подстраховаться, перераспределить нагрузки, то здесь на ногу в любом случае приходится максимальная нагрузка. Отсюда могут происходить и вопросы в психологии.

- Еще один показательный момент с точки зрения психологии – Карина Демидик. Перед чемпионатом мира у нее наметился ощутимый спад результатов, но при этом девушка сумела показать в Дохе 1,96 – впечатляющее преображение!

- Девушка показала то, на что способна, и это очень хороший момент. Помню, видел ее выступления в Беларуси. Несмотря на не самые высокие на тот момент результаты, было видно, что все попытки у нее были хорошими, перспективными. Я тогда подошел и сказал об этом и ей, и ее тренеру. Все, чего сейчас не хватает Демидик, - это опыт. Я, в свое время, тоже достаточно рано, в 19 лет, показал высокий результат. Но потом у меня случился спад. На два три года остановился на одном уровне и никак не мог улучшить результаты. Так что у каждого спортсмена карьера развивается по-разному, каждый по-своему воспринимает нагрузки и борется на соревнованиях. Все это нарабатывается, но в целом у Карины Демидик видна перспектива. Даже на нынешнем чемпионате мира, если бы общий уровень результатов не был столь запредельным, она могла бы претендовать на медаль. Вспомните, с какими результатами люди оказывались на пьедестале на минувшем чемпионате мира!

- Кто из белорусов еще запомнился?

- Хорошо пробежала Эльвира Герман, но ей, показалось, нужно поработать над стартом. Она очень много проигрывает в начале дистанции. В полуфинале до первого барьера была, кажется, вообще последней. Потом начала постепенно накатывать. Если с этим компонентом удастся разобраться, Эльвира сможет сбросить с нынешних результатов, как минимум, 0,15 секунды. С такими результатами на Олимпиаде точно можно будет бежать в финале! Запомнилась Анастасия Мирончик-Иванова, но было видно, что она также сильно устала. Не хватило в итоге совсем немного. Рассчитывать, что уже в Дохе Настя сможет потягаться с победившей Малайкой Михамбо, было бы сложно. Все-таки 7,30 метра – результат очень серьезный. Я, кстати, буквально недавно в каком-то разговоре отмечал, что женские прыжки в длину – едва ли не единственный вид легкой атлетики, который не восстановился после провала результатов.

А сборной СССР прыжки на 7 метров делали представительницы второго состава. А потом вдруг оказалось, что те, кто прыгает на 7 метров, показывают великие результаты, выигрывают чемпионаты мира и Олимпиады. После Галины Чистяковой с ее 7,52 – особенно. В то время результат 7,15 мг не гарантировать попадание в финал на чемпионате СССР. А сейчас вновь появилась спортсменка, которая прыгнула на 7,30.

- Вы считаете, в обозримом будущем к ней подтянутся и остальные?

- Думаю, сейчас этот вид постепенно выходит из кризиса, наступает светлая полоса. Появилась конкуренция и новые ориентиры. Это позволяет расти результатам. Появляется понимание, что просто прыжками на 7 метров с небольшим выиграть топ-турнир не выйдет. Это заставляет иначе настраиваться, иначе подходить к работе. В чем смысл искать пути за 7,30, если для победы хватало 6,90? Психология в спорте играет большую роль. Да и тренеры теперь иначе будут работать со спортсменами.

Очень порадовала Ирина Жук. С первой попытки взяла 4,70, была близка к покорению высоты 4,80. И это – в условиях плотной конкуренции. Думаю, опыт выступления в таких условиях очень поможет Ире при подготовке к новому сезону и выступлении на Олимпиаде. Татьяна Холодович могла не просто попадать на пьедестал, а побеждать…

Очень досадно, что очень многим из наших спортсменов, показавшим хорошие результаты, не хватило совсем немного, чтобы попасть на пьедестал. Но я думаю, что на Олимпиаде, к которой будет вестись более сбалансированная и планомерная подготовка, эта разница компенсируется, а показанные в Дохе результаты позволяют говорить, что в Токио у нас будет даже не одна, а несколько медалей.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ