Новости
МАКСИМ НЕДОСЕКОВ ВСПОМИНАЕТ О МАТЧЕ ЕВРОПА-США
11 Сентября 2020
3458


В минувшем году матчевая встреча легкоатлетических сборных Европы и США стала одним из наиболее ярких спортивных событий. Причем не только в белорусском спорте. Расписание легкоатлетического сезона, фактически, не оставило топовых стартов в Европе, и потому сперва II Европейские игры, а после и Матч, оказались в центре внимания. А одним из главных героев предсказуемо стал Максим Недосеков. Белорусский прыгун в высоту на стадионе «Динамо» обновил личный рекорд, взлетел на фантастические 2.35 метра и внес существенный вклад в победу команды Европы. Сегодня он вспоминает о тех исторических событиях.

 - Что ты знал о матче Европа-США до того, как он приехал в Минск?


- Я слышал о нем. Точнее, о том, что раньше проводились подобные встречи между сборными СССР и США. Родители рассказывали о тех соревнованиях. Слышал, что за команду СССР выступали и белорусские спортсмены. Учитывая, что это было очень принципиальное противостояние, имена этих атлетов навсегда вписаны в историю. Тем более, что соревнования проходили и на минском стадионе «Динамо». И вот, после реконструкции стадиона сюда приехал первый в истории матч сборных Европы и США! Круто! Это был уже не первый мой опыт выступления за сборную Европы, я понимал, что важно не подвести команду и принести максимальное количество очков, но также мне очень хотелось вписать свое имя в историю. Это ведь был первый матч серии Европы-США! Первая страница новой истории! В итоге, кстати, получилось классно.

- В минувшем году в Минске проходили и II Европейские игры, все ждали и чемпионат мира в Катаре. Не было опасений, что на этом фоне ощущения от Матча несколько размоются и не будут такими яркими, как хотелось бы?

- Да, год был насыщенным, но ощущения не размывались. Наоборот, я от старта к старту хотел все сильнее проявить себя. Кроме Европейских игр и Матча был, например, еще и молодежный чемпионат Европы, где я также выступал. После, сравнивая эмоциональный настрой на каждом старте, я пришел к выводу, что Матч и II Европейские игры для меня это однозначно первое место в таком «рейтинге». Я ведь выступал в Беларуси, на своем стадионе, перед своими зрителями. Возможно, если бы эти же соревнования проходили не в Минске, ощущения оказались бы иными, не столь яркими. Но атмосфера командной поддержки, единства во время Матча – это было нечто. Помню моменты, когда мы собирались вместе командой Европы, и я видел в этой компании явных лидеров в том или другом виде атлетики: олимпийские чемпионы, чемпионы мира... При этом у меня уже не первый такой опыт, со многими я был знаком. А представляете, какие эмоции были у тех, кто дебютировал в европейской сборной!

DSC_4427.JPG

- Ты ожидал, что представительство на Матче будет таким впечатляющим?

- Я бы не сказал, что представительство было максимальным. Особенно – в сборной США. Топовых спортсменов хватало, но целый ряд явных лидеров не прилетели. А вот в европейской команде собрались практически все сильнейшие. Перекос ощущался, но не могу сказать, что он стал сильным разочарованием. Хотя отрыв в счете почти в два раза… Просто разорвали их – такого быть не должно было. Куда интереснее было бы выиграть, если бы борьба до последнего вида шла очень тесной. Даже по настроению в команде чувствовалось, что ребята расслабились. Понимали, что мы побеждаем.

- Для них было принципиально победить американцев?

- У нас были общие собрания, мы общались, обсуждали Матч. Нас напутствовали, желали, чтобы мы достойно представили Европу. У белорусов же ответственность и вовсе была двойной. Чувствовалось, что мы не просто представляем Европу, но отстаиваем авторитет своей страны, нам было важно не разочаровать своих болельщиков. Очень серьезная мотивация. Когда проходили соревнования в прыжках в высоту, американцы были просто поражены тем, сколько людей пришло на трибуны и как они поддерживали нас. Не только американцев, но всех, кто выходил на дорожки и в сектора: будь это спортсмен из другой страны или вообще с другого континента. Даже гордость брала за то, какие у нас добрые и отзывчивые люди.

- Американцы делились впечатлениями от матча?

- Да, им очень понравилось. У меня есть друзья и знакомые на разных континентах, мы успели пообщаться, поделиться впечатлениями. Помню, все были очень довольны расселением и питанием. Для спортсменов такого уровня это – очень важные моменты на любых соревнованиях за границей. Важно иметь возможность вернуться после выступления в хороший отель, выспаться в комфортном номере, не отвлекаться на какие-то не спортивные моменты. Многих поразил стадион. Большинство гостей даже представить не могли, что в Беларуси есть такая арена. Во многих штатах США такого нет.

- В прыжках в высоту конкуренция тоже оказалась не самой запредельной. Ожидал, что спорить за победу будете, считай, лишь с Ильей Иванюком?

gettyimages-1167089059-2048x2048.jpg

- Это было ожидаемо. Тем более что мы постоянно с ним «рубимся». Хотя, если говорить о соперниках, то на тот момент, на 2019 год, это был сильнейший состав из тех, что могла предложить сборная США. Да и вообще очень многие лидеры целенаправленно готовились к Олимпийским Играм. К тому же в прыжках в высоту результат зависит и от множества сопутствующих факторов, вплоть до настроения.

- Иванюк тогда «отвалился» уже на высоте 2.31 метра. Ты поставил сперва 2.33 – олимпийский норматив. Потом – 2.35: личный рекорд… Чувствовал, что в этот день все реально?

- Я, если честно, тогда вообще не задумывался, что реально. Я просто прыгал и получал удовольствие. Я всегда, когда ставлю высоту (причем, наверное, сейчас скажу за абсолютное большинство спортсменов) даже не рассуждаю, что значат эти цифры. Превышают ли они олимпийский норматив, близки ли к твоему «личнику» или каким-то другим ориентирам. Ты просто берешь одну высоту и понимаешь, что нужно заявлять следующую – выше. Потому что это красиво, потому что зрители ждут, потому что суть происходящего в том, чтобы показать максимальный результат. Так что понимание того, что я выполнил норматив на Олимпиаду, пришло уже после того, как я выполнил попытку. Я был очень доволен собой. По сути, на тот момент для меня этого было вполне достаточно, чтобы считать соревнования полностью удавшимися.

- Но 2.35 ты все же заявил, а затем и 2.37, до которых не хватило совсем немного.


- Решил, что раз уж я прыгаю, да еще на таком старте, с публикой, то нужно прыгать до конца. Такую атмосферу, такие эмоции и условия смоделировать очень непросто. Хотя я, признаться, даже не думал, что возьму 2.35. Но мне после олимпийского норматива уже начало хотеться новый «личник». Здесь уже начал задумываться о цифрах. Дело в том, что предыдущее собственное высшее достижение - 2.33 – я установил в 19 лет. Для такого возраста это был очень крутой результат! Обновить его не удавалось два года, хотелось большего. Здесь такой момент… По сути-то с результатом 2.33 можно всю карьеру провести. Прыгать, не особо переживая о прогрессе, и жить при этом прекрасно. На большей части соревнований, даже самого высокого уровня, это – медаль. Но мне хотелось большего. И когда в итоге на «Динамо» я взял 2.35 метра, ощущения были просто фантастическими! Поначалу даже не верил, что у меня получилось сделать это. И после этого, когда заявил высоту 2.37, и когда потом, на чемпионате мира в Катаре, заявлял 2.35 и переносил две попытки на 2.37, я всерьез ощущал, что это все – вполне реальные цифры. Что я могу прыгать так высоко. Просто нужно, чтобы, как тогда, во время Матча Европа-США, сошлось несколько факторов. Зрители, погода, состояние.

- Можешь сказать, что именно в тот момент я преодолел какой-то психологический барьер?

- У меня нет психологического барьера. Это очень удивительно, многие тренеры не верят, но я никогда не боялся высоты. Мне абсолютно не важно, сколько там стоит. Хоть 2.40. Я просто выхожу и прыгаю.

- На «Динамо» ты чувствовал, что можешь взять 2.37 или же все эмоции оставил на два сантиметра ниже?

- Конечно, чувствовал. Более того, на чемпионате мира я тоже чувствовал, что способен взять 2.37, но на тот момент мне уже не хватило сил. Сезон получился очень длинный, сложный и эмоционально нагруженный. В нынешнем сезоне на соревнованиях я уже тоже ставил 2.37 и ощущения реальности этой высоты никуда не пропало. Сбил планку только ногами, немного задел. Нынешний год для меня – последний шанс обновить рекорд Беларуси среди молодежи (в 2018 году Дмитрий Набоков установил его на высоте 2.36 метра). Постараюсь приложить все усилия, чтобы это сделать.

- После выступления на Матче ты еще почти час разговаривал и фотографировался с болельщиками. Ощущения, полагаю, не менее запоминающиеся, чем сам победный прыжок…


- Самое важное, что мои выступления заставляют людей интересоваться легкой атлетикой. Поэтому когда после победы ты подходишь к болельщикам, они о чем-то спрашивают, фотографируются с тобой, просто рады быть рядом, это даже круче чем то, что ты победил. Причем это круто даже в том случае, если ты не победил. Это все равно непередаваемые и очень важные моменты.

- Много говорили о том, что Матч Европа-США, как и до этого II Европейские игры, позволят привлечь большое внимание к легкой атлетике в нашей стране, станут важнейшим шагом в укреплении международного авторитета Беларуси. Ведь провести эти турниры могли где угодно, но провели у нас. Почувствовал, что отношение к Беларуси изменилось?

- На тот момент отношение к нашей стране со стороны Международной и Европейский федераций легкой атлетики уже было очень хорошим. Это стало результатом большой работы многих людей, и не в последнюю очередь по этой причине нам в итоге и доверили проведение таких турниров. По ощущениям, после того сезона интересоваться нашим видом спорта в Беларуси также стали больше, хотя сейчас оценить это непросто. Я помню, какая была реклама, раскрутка, везде можно было увидеть баннеры… Это видели все, и у многих эти события оставили яркие воспоминания. Просто не стоит ждать, что интерес к легкой атлетике в Беларуси проснется вдруг – сразу после окончания Матча. Это – очень долгий и непростой процесс, сложная работа. Но Матч, определено, стал, одним из важнейших кирпичиков в построении этого «здания». И оглядываясь назад, я понимаю, что мне удалось вписать свое имя в историю. Стать победителем первого Матча Европа-США на домашнем стадионе «Динамо». И этот след останется на все времена!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ