Новости
ВИТАЛИЙ ЖУК: “НЕ ВИЖУ СМЫСЛА ПРИНИМАТЬ ДОПИНГ, СЕЙЧАС БЕЗ НЕГО МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ ДОСТОЙНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАВОЕВЫВАТЬ МЕДАЛИ”
06 Сентября 2018
1775

Прошедший в начале августа чемпионат Европы вписал в историю белорусской легкой атлетики, а в частности многоборья, новые имена, одно из которых - Виталий Жук - обладатель бронзовой награды континентального первенства. На протяжении двух дней напряженной борьбы, перемещения многоборцев с места на место в итоговом протоколе, мы наблюдали, как Виталий Жук от вида к виду шел с уверенностью в своих силах и в том, что он сможет побороться за награды. Личные рекорды, установленные нашим многоборцем на самом главном в сезоне старте, – тому прямое подтверждение (400м – 48,41с; прыжок с шестом – 4.90м; толкание ядра – 15.65м; метание копья – 66.19м; итоговая "бронзовая" сумма – 8290 очков). Виталий старался, а мы, в свою очередь, верили в его успех. Спустя время, когда эмоции уже поутихли, мы пообщались с нашим спортсменом и узнали, что изменилось в его жизни после завоевания медали и какие планы у него на будущее.

Расскажи, как начинался твой спортивный путь и под чьим руководством проходила начальная подготовка?

Родом я из Щучинского района, из деревни Рожанка. Наверное, как и у многих, моя спортивная карьера началась еще в школе, с уроков физкультуры. В школу пришел мой первый тренер Дикевич Владимир Чеславович и пригласил к себе в секцию по легкой атлетике. На тренировках я и бегал, и прыгал, и метал. Подготовка шла, а я выходил на новый уровень. Когда я выступал на областных соревнованиях меня увидел Кот Николай Николаевич и пригласил к нему в группу, в Гродно, в училище олимпийского резерва, для дальнейшей подготовки, но уже конкретно в многоборье. Это, наверное, был год 2012 или 2013.

С какого вида легкой атлетики ты начинал и в каком возрасте определился, что хочешь делать многоборье?

У нас в деревне особо не было выбора, что делать и какой вид легкой атлетики выделять. Я всегда был самым массивным и самым высоким подростком. Если были соревнования по бегу - я бегал, если нужно было метать – я метал. И как-то все сложилось в одно, и вышло многоборье.

В этом году ты перешел к новому тренеру – Ковальчуку Юрию Георгиевичу – скажи, пожалуйста, год выдался таким успешным именно по этой причине?

Я думаю, что на 80% год был успешный именно по этой причине. Мы с Юрием Георгиевичем сработались на максимум. Я его понимаю с полуслова. Я могу сказать, что по уровню результатов я выступил почти также, как и в прошлом году, но в техническом плане за этот тренировочный год я очень прибавил. Техника бега поменялась просто одуреть как (смеется).

На старте летнего соревновательного сезона ты показал прекрасный результат – 8162 очка на международных соревнованиях серии IAAF, в тот момент ты не думал о том, что это не максимум, который ты можешь выдать?

На первом старте, где был установлен личный рекорд (8162 очка) я очень хорошо прошелся по всем видам. Не личные рекорды, но выполнил все ровно, можно сказать, без провалов. Анализируя тренировки, мы видели, что я могу и есть силы добавлять, например, в метаниях. Именно так и произошло в Берлине. Я установил ряд личных рекордов, допустим, в метании копья я улучшил результат на 4 метра.

Результат, показанный на чемпионате Европы – 8290 очков, и твоя заслуженная бронзовая награда – большой успех. Расскажи, как долго ты шел к этой медали и какие сложности приходилось преодолевать на своем пути?

Наверное, к этому результату, к этому успеху и медали я шел всю жизнь. Каждому спортсмену, который живет спортом, еще в детстве хочется завоевать как можно больше наград, а тем более значимых. Какие сложности были на пути? Многоборье – само по себе сложность. Но я могу сказать, что самая большая сложность в этом году, в подготовке, это те тренировки, на которых приходилось терпеть. Со здоровьем проблем не было, наверное, только простуда, не больше. В этом году все шло гладко. Новый тренер, новая методика, новые впечатления, новая подготовка, к которой, я старался привыкнуть. Могу сказать, что все прошло хорошо, я быстро справился и втянулся. Мы быстро с тренером сработались. Я не могу жаловаться на что-либо, потому что все было хорошо.

Что или кто мотивирует тебя на пути к мечте, цели или к выполнению планов?

Я думаю, что моя жена Ирина Жук – моя самая сильная мотивация. Мы с ней живем одним делом, занимаемся им. У нас все мысли и планы направлены на спорт, для нас это важно, и мы друг друга мотивируем и поддерживаем.

Многоборье очень непредсказуемый легкоатлетический вид. Ты можешь лидировать, а после сделать три заступа и показать баранку. Скажи, не давит ли эмоционально это?

Как показал Берлин, даже у самых сильных лидеров такое бывает. На тренировках мы стараемся отрабатывать до автоматизма, чтобы не было на соревнованиях заступов или незачетов. Но я приветствую то, чтобы на соревнованиях, особенно на технических видах, присутствовал тренер и имел возможность корректировать технику, разбег, попадание, например, на планку.

После первого соревновательного дня на чемпионате Европы ты шел девятым, во второй – начал заметно приближаться к лидирующей тройке, скажи, откуда взялись силы?

Второй день многоборья всегда я выполняю лучше и именно за счет него улучшаю свою итоговую позицию. Так было даже в детстве. На чемпионате Европы, после выступления в метании диска и в прыжках с шестом, во второй соревновательный день, я знал, что могу бороться за награды – это и давало силы бороться. Честно, я был бы рад и четвертому, и пятому месту. Для меня и это было бы успехом - впервые выехать на взрослый чемпионат и занять достойное итоговое место. Но я не сдавался до последнего. После метания копья, после первой попытки и личного рекорда, я понимал, что есть шансы быть третьим.

Какое место вы с тренером планировали перед европейским первенством и на какой результат рассчитывали?

Честно, место мы не планировали и даже не оговаривали его. После моего выступления в Гетисе, да и по моему тренировочному процессу, мы видели и знали, что я готов на личный рекорд и, конечно же, рассчитывали на хорошую сумму.

Какие виды в программе многоборья лучше всего получились на чемпионате Европы? Какие ты готов делать лучше и над какими нужно еще работать?

В Быдгоще на молодежном чемпионате Европы первый вид многоборья –100 метров я бежал в районе 11,40с, в этом году я бежал – 11,07с. В беговых дисциплинах у меня значительно поменялась техника бега, но, конечно, есть нюансы, например, на старте, но мы работаем над этим и знаем, что можем улучшить. В метаниях, для этого года, я сделал все супер – они и получаются у меня всегда лучше всего. На чемпионате Европы, например, в толкании ядра я был второй, в метании копья - третий, в метании диска, если не ошибаюсь, четвертый. Чего не скажешь о спринте.

Выходя на старт заключительного вида – 1500м, о чем ты думал, ведь именно тогда решалось твое итоговое место на континентальном первенстве?

Я думал, что мне нужно бежать, и я побегу изо всех сил. Было тяжело собраться, организм почти не слушался, но я понимал, что нужно выкладываться. Тренер подбадривал, настраивал, говорил нужные слова, которые помогали выжать из себя максимум.

Какие эмоции ты испытывал, когда на экранах стадиона твою фамилию показали на итоговой третьей строчке?

Честно, я понимал, что я третий, но осознание успеха пришло только на утро. Я радовался, я был счастлив, я обнимал тренера. Но поверить было сложно. Эмоции распирали меня изнутри.

Во время перерыва в спортивной карьере Андрея Кравченко многоборье в Беларуси было не особо на слуху. Но спустя некоторое время конкуренция выросла: Максим Андралойть, Юрий Еремич и ты, Виталий. Скажи, насколько для тебя важно поддерживать многоборные белорусские традиции?

То, что на сегодняшний день есть конкуренция в Беларуси: три молодых парня, которые выступают на неплохом уровне, - это очень достойно для белорусского многоборья. Ведь именно в конкуренции рождается результат. Если не получилось показать хороший результат в одном виде, то спортсмен заводится и, зная, что есть достойные соперники, настраивается на высокий результат в следующем виде многоборья.

Завоевание бронзовой награды летнего чемпионата Европы – выполненная цель или это только начало длинного пути к успехам?

Так как я молодой, я рассчитываю, что это только начало. На бронзовой медали чемпионата Европы я не останавливаюсь, будем тренироваться, чтобы в будущем держать высокую планку, тем более, что у меня новый тренер, мы многое с ним еще не попробовали. Зимой была пробная подготовка, мы хотели посмотреть, как она мне пойдет и какие результаты она даст. Как итог – бронзовая медаль чемпионата Европы.

Эштон Итон - единственный человек, который набирал сумму за 9000? Как думаешь, сможет ли кто-то повторить успех? В чем секрет по твоему мнению?

Я думаю, что тот же француз Kevin Mayer уже готов приблизиться к результату 9000 очков и, скорее всего, уже следующим летом. Я не сомневаюсь, что есть перспективные ребята, которые способны набирать такие суммы. Я, пока что, маловат и зеленоват для таких рекордов, но я буду стремиться (смеется).

Как думаешь, в каком возрасте приходит пик формы в многоборье и до какого возраста ты хотел бы показывать достойный результат?

Мне кажется, самый пик формы приходится на промежуток от 24 до 27 лет. По моим наблюдениям, многоборцы и до 30 лет могут достойно выступать и показывать хорошие результаты. И даже в этом возрасте некоторые способны ставить личные рекорды. Я, в свою очередь, если будет позволять здоровье, не будет никаких проблем и ничего не будет беспокоить, готов тренироваться до 30 лет минимум.

Расскажи о своих взаимоотношениях с тренером?

Мне нравится то, когда я иду на тренировку и я знаю, что я буду делать, как я буду это делать. Я посвящен во все. Я знаю для чего делаю каждое, выполняемое мной, упражнение. Раньше такого не было. Юрий Георгиевич всегда с нами на связи. Он живет своим делом и пытается вложить в нас все, что знает. Я считаю, что у него это получается. Много в чем он помогает и подсказывает за пределами тренировочного процесса. У нас полное понимание. Я спокойно могу рассказать ему все. Если, например, я не выспался, то он не ругается, а старается понять причину этого. Если у меня плохое самочувствие утром, он без труда перенесет основную работу на вечер или же на следующий день. С пониманием относится ко всему. У нас во взаимоотношениях гармония полная и, я думаю, поэтому и получился такой результат, как на чемпионате Европы.

Скажи, пожалуйста, присутствие твоей любимой жены на тренировках мотивирует и вдохновляет тебя становится лучше? Расскажи о вашей совместной подготовке?

Чаще всего мы тренируемся в одно время, но все-таки дисциплины разные и, непосредственно, тренировочный процесс у нас проходит у каждого по своей программе, конечно, если я не прыгаю на тренировке с шестом. Если нужно разделить нас или, например, у нее одна тренировка, а у меня две, то, конечно же, мы тренируемся отдельно друг от друга. Но даже если мы приходим вдвоем, то я всегда чувствую от нее поддержку и помощь.

Расскажи о своем тренировочном процессе, о восстановлении, о питании?

Мое лучшее восстановление – лес и рыбалка. Я, например, после тяжелой тренировочной недели иду в баню, а уже вечером могу поехать за город на берег озера, допустим, и насладиться природой, ловлей рыбы. Для меня это полное расслабление и душевный отдых. Люблю быть наедине с природой. Чаще езжу сам, Ира не очень это любит, только под настроение составляет мне компанию. Что касается тренировок, то, например, сейчас у меня по одной тренировке. В подготовительном периоде, когда нужно наработать хорошую базу, у меня по две тренировки в день. Юрий Георгиевич грамотно строит план, который меня устраивает. В недели загрузки у меня, вроде, по 9 тренировок в неделю, в разгрузочные - в четверг может быть выходной, а во вторник и в субботу одна тренировка и баня. После Европы я был очень уставший не только физически, но и морально был выжат, эмоций не было никаких. После того старта я отдыхал, наверное, дня 4. Полностью отдыхал. Но впереди, 15-16 сентября, у меня во Франции еще один старт – заключительный этап IAAF Challenge. Усталость, конечно, сейчас присутствует, но мы тренируемся и хочется закрепиться на уровне своего личного рекорда. Будет тяжело, но я буду стараться. Касательно питания, я, как мужчина, предпочитаю больше мясо, картошечку. Но у нас проблем с питанием нет. Завтрак, обед и ужин, а между ними легкие перекусы.

Как ты настраиваешься на соревнования? Всегда одинаковая тактика или зависит от уровня старта?

Настраиваюсь я всегда, независимо от того, какие соревнования. Всегда хочется показывать свой уровень. Стараюсь отключаться и не зацикливаться на том, что завтра, например, у меня старт. Пытаюсь быть расслабленным, но, в то же время, собранным. Волнение, как у всех спортсменов, есть, когда-то оно сильнее, когда-то меньше, но я стараюсь адаптироваться, чтобы не расплескивать энергию.

Скажи, пожалуйста, чтобы ты хотел пожелать белорусской легкой атлетике для его дальнейшего развития?

За последние годы, я считаю, что наша легкая атлетика поднялась на высокий уровень в стране. Проведение многих соревнований, массовых забегов – это круто. Поддержка спортсменов стала более ощутимой. У нас в Гродно, наше управление спорта и туризма уделяет большое внимание легкоатлетам. Если так и будет продолжаться, то я думаю, что у белорусской легкой атлетики хорошее и перспективное будущее. Молодое поколение у нас сегодня сильное, с хорошими амбициями, о чем говорят их выступления не только на внутренних стартах, но и на международной арене.

Какой совет ты дашь молодым спортсменам, не обязательно многоборцам?

Я считаю, что самое важное для молодых спортсменов – не форсировать результаты. Тренироваться, стремится и все придет в свое время. Не нужно торопиться, нужно окрепнуть.

На данный момент ты лидер белорусской сборной в многоборье. Скажи, изменилось что-либо в твоем отношении к тренировочному процессу, к спортивной жизни?

Мне кажется, что какой я был, такой я и остался. Также, как и раньше, прихожу на тренировки и делаю свое дело. Также терплю во время тренировочного процесса и иду к своей цели. Я всегда к тренировкам относился серьезно, мыслей о том, что где-то схалявить, что-то пропустить, никогда не было. Но я рад, что в этом году я смог себя, пусть и не полностью, но реализовать. Если в Гетисе я не добрал где-то в результатах и сумме, то в Берлине я это компенсировал. Не замечал за собой никакой звездности – это не мое.

Какими качествами должен обладать настоящий чемпион и какая его формула успеха?

Все люди разные. У каждого свои плюсы и минусы. Я считаю, что самое главное – отношение к тренировочному процессу. Нужно быть старательным и терпеливым. Воспитывать боевой характер. Чтобы все то, что ты “натерпел” на тренировках, ты мог выдать на соревнованиях.

Что для значит выступать за белорусскую сборную? Что ты чувствуешь, когда на соревнованиях упоминают, что ты представитель Беларуси?

Я горжусь тем, что выступаю за родную Беларусь. Я здесь родился, все мои родные здесь, все те, кто за меня болеет и переживает. Только патриотичные чувства. Люблю наши леса и озера. Когда прилетаешь откуда-то, даже дышать легче, уютно. Очень хочется, чтобы наш флаг поднялся выше остальных, и чтобы все услышали наш гимн.

Что для тебя значит чистый и честный спорт без допинга?

Я считаю, что без допинга можно показывать высокие результаты. Не вижу смысла принимать его. Сейчас очень активно ведется борьба с употреблением запрещенных веществ и пробы спортсменами сдаются постоянно. Глупо его принимать. Если найти своего тренера, грамотно построить процесс и быть честным с собой, то и без “запрещенки”, как показывает практика, можно показывать достойные результаты и завоевывать медали.

Мы благодарим нашего многоборца за столь интересный, душевный и откровенный разговор. Желаем ему, чтобы каждый новый старт был успешным и становился новой ступенькой на длинном пути к олимпийскому пьедесталу.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ