Белорусская федерация легкой атлетики
Журнал "Спорт time" о жизни Геннадия Валюкевича

Предлагаем вашему вниманию материал журнала "Спорт time".

Разбег — скачок — шаг — прыжок: как покорял спортивные вершины Геннадий Валюкевич

Спортивная судьба Геннадия Валюкевича полна драматических моментов: зачисление в разряд бесперспективных, мировой рекорд, победы на чемпионатах СССР, Европы, а также травмы, не позволившие ему покорить олимпийские высоты. Сегодня память о легендарном спортсмене хранят его земляки.

Со школьного стадиона — на арену в "Лужниках"

Геннадий Иванович — уроженец деревни Липск Ляховичского района. Сегодня это агрогородок с населением около 600 человек в 25 км от райцентра.

— В семье нас росло шестеро братьев. После старшего Ивана родился Михаил, затем Николай, потом Константин, следом Геннадий и младший я, — вспоминает о детстве, когда все жили большой дружной семьей из 10 человек, Анатолий Валюкевич, брат Геннадия. — Гена на месте никогда не сидел: едем копать картошку — он бежит, на велосипедах поехали — он рядом бегом, на озеро идем — он уже впереди несется. Однажды в 5-м классе отправился в Ляховичи на спортивные соревнования. Вернувшись вечером, за ужином сообщил, мол, все, я уезжаю в Минск, буду спортсменом. Помню, дед на него глянул и сказал: "Куда ты поедешь? Сиди и помалкивай". А через пару дней приехали из Минска 2 человека и сказали отцу с мамой, что Гена подает неплохие надежды в спорте и его забирают в столицу, в Республиканскую школу-интернат спортивного профиля. Мама — в слезы, не хотела расставаться с сыном. В то время ведь считалось, что в интернат забирают из неблагополучных семей или больших, когда трудно прокормить младших детей. Батя же задумался и вынес безапелляционный вердикт: "Если надо, значит, надо!"

Через год Геннадий приехал в отчий дом со слезами на глазах, жаловался, что невмоготу ему, заниматься очень тяжело.

— А батя сел с ним рядом и целую лекцию прочитал. Сказал, мол, если хочешь быть спортсменом, чего-то добиться в жизни, должен собрать волю в кулак и стойко переносить все трудности. Минута слабости быстро прошла. И брат уехал снова в Минск, — добавляет Анатолий Иванович. — Окончив в столице 8-й класс, Гена приехал домой и сообщил, что его отчислили из спортивной школы-интерната как неспособного к тройному прыжку. Возвращаться в сельскую школу по совету отца он не хотел — это считалось постыдным. Благо за считаные дни до начала учебы брата отыскал тренер Валерий Бунин и позвал в Минск.

Геннадий Валюкевич третий вверху справа

Стоит отметить, что в то время Валерий Иванович, впоследствии заслуженный тренер СССР, только начинал свою тренерскую карьеру, причем в ДЮСШ "Трудовые резервы" он работал с барьеристами. Он ведь и сам еще занимался бегом с барьерами, а тогда, узнав, что из РШИСП отчислили троих ребят "из-за неперспективности в спорте", написал им письма с предложением тренироваться в "Трудовых резервах". Все трое, среди них и Валюкевич, откликнулись, вернулись в Минск, стали осваивать барьеры. Но годичная "перековка" прыгуна в барьеристы принесла неожиданные результаты. Как вспоминал в одном из интервью Валерий Иванович, Геннадий, на выходе из РШИСП прыгавший тройным на 11,80 м, после года тренировок в барьерном беге на соревнованиях по тройному прыжку улетел уже на 14,71. Прогресс впечатляющий, а главное, заставивший задуматься: кого "лепить" из Валюкевича? И нужно отдать должное тренеру: Бунин почувствовал, что этот сельский паренек — настоящий талант, у него большие возможности, которые он, обладая характером и трудолюбием, сможет реализовать. Так ученик и наставник помогли друг другу. Валюкевич в итоге стал чемпионом Европы и рекордсменом мира в тройном прыжке, а Бунин, переключившись на этот вид спорта, подготовил целую плеяду прекрасных прыгунов.

Через 3 года занятий Геннадий получил звание чемпиона СССР среди юношей, а в 1977-м победил и на чемпионате Европы среди юниоров.

— Ту победу в Донецке до сих пор отлично помню, ведь праздновала ее вся деревня. Радостный сосед прибежал к нам домой со словами, что Гену по телевизору показывают. Мы включаем, а там он улыбается с самоваром и букетом цветов в руках. Уже через полчаса у нас за накрытым столом собралась чуть ли не вся деревня, — говорит Анатолий Иванович.

Неудивительно, что после этого Геннадия вместе с его тренером пригласили в сборную СССР. Ее возглавлял Витольд Креер — призер 2 олимпиад, авторитетнейший наставник, тренировавший легендарного трехкратного олимпийского чемпиона в тройном прыжке Виктора Санеева.

Геннадий Валюкевич — чемпион Европы среди юниоров 1977 года, чемпион Европы в помещении 1979 года, победитель и призер всесоюзных и международных соревнований в тройном прыжке. В 1979-м показал высшее мировое достижение для залов — 17,29 м. Тренировался под руководством заслуженных тренеров СССР Валерия Бунина и Витольда Креера.  Стал основателем спортивной династии в тройном прыжке, которую продолжили сын и внук.

Занимаясь под руководством Креера и в компании лучших прыгунов страны, Валюкевич продолжил прогрессировать. В следующем году зимой он стал бронзовым призером чемпионата Советского Союза в помещении среди взрослых, а летом впервые преодолел 17-метровый рубеж — гроссмейстерский показатель в тройном прыжке. Белорус стал 25-м спортсменом в мире, сумевшим прыгнуть за 17 м. В сентябре на чемпионате СССР в Тбилиси Валюкевич продемонстрировал второй результат — 16,94, уступив только непобедимому на тот момент в мире Виктору Санееву.

1979 год — самый успешный в карьере Геннадия. В начале февраля на зимнем чемпионате Союза по легкой атлетике в помещении, который прошел в Минске, он установил рекорд БССР и высшее мировое достижение для залов — 17,29. В конце февраля завоевал золото с результатом 17,02 на чемпионате Европы по легкой атлетике в Вене, а летом стал чемпионом VII летней Спартакиады народов СССР и 2-м на Кубке мира в Монреале.

Следующий год был олимпийский, и Валюкевич встречал его в качестве лидера советской сборной. Место в команде, которая готовилась к Олимпиаде, ему гарантировалось, да и сам спортсмен находился в прекрасной форме. Увы, все перечеркнула травма…

Барьеры на жизненном пути

Тот учебно-тренировочный сбор проходил в Болгарии, на Золотых Песках. Заканчивалась очередная тренировка, когда Геннадий решил сделать еще один прыжок. Бунин возражал, мол, поработали достаточно, не стоит себя перегружать, но спортсмен настоял на своем. И на тебе: после приземления нога спортсмена едет по гаревой дорожке и рвется мениск… До свидания, Москва-1980, прощай все надежды на олимпийское золото. А ведь тогда Валюкевич выглядел явно сильнее всех: и Санеева, который с трудом пробился в состав команды, но стал на Играх 2-м, и чемпиона Олимпиады Яака Уудмяэ, впоследствии не имевшего больших достижений.

— На московскую Олимпиаду Гена не попал из-за серьезной травмы колена, а на следующую — из–за бойкота советским руководством Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе. Ну а в последующие годы уже было вроде и поздновато. Конечно, такое спортивное невезение, как и, пожалуй, любой другой спортсмен, он воспринимал болезненно, переживал, — рассказывает Анатолий Валюкевич.

Ко всем бедам с травмами добавилась еще одна — тренерский конфликт в сборной. Главный — Витольд Креер, и старший — знаменитый прыгун в длину Игорь Тер-Ованесян, казалось, друзья не разлей вода, рассорились едва не до драки. Игоря Арамовича из сборной попросили, но через некоторое время, в 1983-м, вернули, причем на место Витольда Анатольевича. Жизнь давно приучила: великие чемпионы, большие спортсмены — это не всегда приятные люди. Конечно, бывают исключения, но Теру, как называли Игоря Арамовича в спортивной среде, амбиций было не занимать, а обид он не прощал. Плохо и то, что, придя к власти, новый главный тренер сборной начал отодвигать в сторону всех, кто входил в команду Креера. А Валюкевич от своего наставника не отказался, следовательно, "прилетало" и ему, хотя спортсмен показывал неплохие результаты: завоевывал серебряные награды на чемпионатах Европы по легкой атлетике в помещении в Милане (1982 г.) и Будапеште (1983 г.)

В 1984-м советские спортсмены были отлучены правительством СССР от Олимпиады в Лос-Анджелесе. Взамен им предлагалось выступить на альтернативных играх — "Дружба-84". Победители и призеры получали, как и лауреаты олимпиад, звания и премии. Но шанса поучаствовать в этом турнире Валюкевичу не предоставили. Бунин рассказывал, что на отборочных соревнованиях Геннадий сделал 4 попытки за 18 м — дальше мирового рекорда, но судья ни одной из них не зафиксировал, пояснив Валерию Ивановичу, что получил приказ Тер-Ованесяна не засчитывать результаты Валюкевича…

Это также реалии большого спорта. Тройной прыжок мало того, что сложный технически, так еще довольно субъективный. Примеров, как арбитры преднамеренно фиксировали либо, наоборот, не фиксировали заступ спортсменов, пруд пруди. Даже результаты олимпиад, в том числе московской, из-за этого не раз требовали пересмотреть. Более того, существовало правило, когда судьи имели полномочия не засчитывать ту или иную попытку, если она была не совсем четко исполнена технически. Судья видел легкое преждевременное касание земли в процессе исполнения прыжка и поднимал красный флаг. Потом это правило убрали.

В польском городе Быдгощ в 1981 году Геннадий Валюкевич установил рекорд стадиона — 17,53 м. Побил это достижение его сын Дмитрий, прыгнув в 2003-м на 17,57 м.

Разбег — скачок — шаг — прыжок

Успешное развитие спортивной карьеры ничуть не мешало счастью в личной жизни. На сборах Геннадий познакомился со своей будущей женой, легкоатлеткой Ириной, которая тогда демонстрировала отличные перспективы в прыжках в длину. В 1981 году у четы спортсменов родился сын Дмитрий, который, унаследовав скорость и прыгучесть от родителей, пошел по стопам отца, став впоследствии в тройном прыжке чемпионом Беларуси, Европы, многократным чемпионом Словакии и участником 2 олимпиад — в Афинах и Пекине. Рождение наследника спустя чуть больше месяца Геннадий, можно сказать, отпраздновал, победив в матче СССР — США в Ленинграде и прыгнув 17,18 м.

В середине 80-х семья Валюкевичей оказалась в ГДР.

— В 1-й класс я пошел в 1988 году в Потсдаме, где мы тогда жили с родителями, — углубляется мысленно в детство Дмитрий Валюкевич. — Отец состоял в спортивной роте Группы советских войск в Германии. Много тренировался, ездил на соревнования, выступая в первенствах Вооруженных сил СССР и на Спартакиаде народов СССР. Мы там прожили 3 года, а я, соответственно, отучился в школе 3 класса. Родители брали меня на соревнования. Одно из немногих воспоминаний, которое врезалось в память, как отца награждают медалью. Мама стоит возле ямы и улыбается, а я в этой же яме, словно в песочнице, играю в машинки.

Мастер спорта международного класса по прыжкам в длину Ирина Валюкевич выступала за сборную Советского Союза по легкой атлетике в 80-х годах, многократно становясь призером чемпионатов СССР. В 1985 году победила на летней Универсиаде в японской Кобе. На ее счету — бронза Игр доброй воли-1986 в Москве. Личный рекорд 7,17 м установила на чемпионате СССР в Брянске (1987 г.).

Повесив шиповки на гвоздь

После возвращения на родину в начале 90-х Геннадий Валюкевич закончил свою спортивную карьеру. В тренерство не пошел. В одном из интервью, отвечая на вопрос, почему принял решение уйти из спортивной сферы, легкоатлет ответил:

— Наверное, в свое время я слишком устал от спорта. Мне интересно присутствовать на соревнованиях, но тренер из меня, кажется, никогда не получился бы. Хоть я по образованию преподаватель физической культуры, к тренерству меня не тянуло. После спорта хотелось, наоборот, резко поменять сферу деятельности, заняться совершенно другими делами. У нас серьезное дело, строительный бизнес, связанный в том числе со строительством атомных электростанций.

В этот бизнес Геннадия Ивановича вовлек самый младший из братьев Анатолий, который в середине 90-х случайно уехал в Санкт-Петербург на один день, а остался, как оказалось, в России на всю жизнь.

Несколько лет назад в ДЮСШ Ляховичского района появился и музейный уголок в память о Геннадии Валюкевиче, где хранятся его фото, награды, элементы спортивной формы, дневники тренировок и другие документы

— Было время, когда все братья работали в одной компании, которую я организовал. Поначалу мы жили в разных городах, постоянно перемещаясь между ними, а в начале нулевых и Гена с семьей переехал из Минска в Питер, — уточняет Анатолий Иванович. — После завершения спортивной карьеры брат часто проводил публичные встречи с земляками в родных краях. Тогда и появилась идея организовать в Ляховичах детско-юношеский турнир по легкой атлетике. Мы всегда наведывались в родную деревню с большим удовольствием. Это пространство, где живет душа. Было дело, восстановили колокола в церкви неподалеку, благоустроили военное захоронение, установив памятник павшим героям. Сейчас туда я все чаще приезжаю. В юности рано выпорхнул из родного гнезда, в 17 лет, а сейчас словно добираю. Это ощущение родных корней ни за какие деньги не купить. Хочу отметить, что Геннадий Иванович, прожив в России пару десятилетий, не поменял свой белорусский паспорт. Он говорил: "Я гражданин Беларуси. Моя родина — Липск". Отчий дом, сохранив старое здание и даже некоторую мебель, мы превратили в большую усадьбу, где есть свой музей имени Геннадия Валюкевича.

Наследие чемпиона

Детско-юношеский турнир по легкой атлетике на призы Геннадия Валюкевича проводился с 2005 года.

Геннадий Иванович считал очень важным поддерживать молодые дарования из глубинки, зная, как трудно делать первые шаги в спорте, не имея поддержки. Без малого 15 лет соревнования проводились при его личном присутствии и активном участии, что само по себе являлось дополнительным и едва ли не главным призом для юных любителей атлетики, а также зрителей, которые приходили не столько "на спорт", сколько "на Валюкевича". В конце 2019-го, на 62-м году жизни, Геннадия Ивановича не стало и турниру было присвоено его имя.

А теперь и стадион «Колос» в райцентре решением Ляховичского райисполкома переименован и носит имя Геннадия Валюкевича. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная у входа на спортарену.

В ее торжественном открытии в нынешнем сентябре приняли участие родственники Геннадия Ивановича — сын Дмитрий, внук Георгий и брат Анатолий, а также бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах российский прыгун тройным Даниил Буркеня, представители органов районной власти, Белорусской федерации легкой атлетики и компании-спонсора соревнований.

Отметим, что сейчас 15-летний Георгий продолжает династию прыгунов Валюкевичей, причем у него не только папа, но и мама Виктория Валюкевич (Гурова) занималась тройным прыжком. Она мастер спорта международного класса, призер чемпионатов России, Универсиады 2003 года, чемпионка Европы и участница 2 олимпиад. Много лет посвятив футболу, юноша в последние годы сконцентрировался на прыжках в длину и тройном.

V открытый республиканский турнир по легкой атлетике памяти мастера спорта международного класса, чемпиона Европы Геннадия Валюкевича собрал в сентябре в Ляховичах около 200 юных спортсменов из разных уголков Брестчины. Девушки и юноши 2011 года рождения и младше соревновались в беге, спортивной ходьбе, эстафете, прыжках в длину и тройном, а также толкании ядра.

Мнение

Егор Шведов, генеральный директор компании-спонсора турнира:

— Геннадий Валюкевич, будучи человеком многогранным, оставил заметный след не только в большом спорте, но и в строительной сфере, которой занимался после окончания спортивной карьеры. Во время работы в нашей компании он принимал участие в возведении таких крупных объектов атомной энергетики в России и за рубежом, как Калининская АЭС (энергоблоки №№ 3, 4), Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, АЭС "Аккую" и других, для которых мы остаемся одним из крупнейших поставщиков оборудования и систем. Для нас большая честь быть причастными и вносить свой вклад в организацию турнира памяти Геннадия Валюкевича. Убежден, поддержка молодежного спорта — это инвестиция в будущее, в здоровье и успех молодого поколения.

Автор: Марина Кунявская

Источник: nastgaz.by

Календарь событий